Воронежская область • газета "МОЁ" • №30 от 27.07.2004 Больше всех в воронежском теракте пострадали белгородцыПо роковому стечению обстоятельств в результате взрыва на остановке «Институт генетики» 19 июля самые серьезные травмы получили белгородцы Елена ФРОЛОВА и Павел ПРОКОПЕНКО, которые не были даже знакомы, хотя жили на Белгородчине всего в 40 километрах друг от друга. Спасти 26-летнюю Лену не удалось, а за жизнь 18-летнего Павла до сих пор борются врачи воронежской областной клинической больницы. «Лены больше нет...»
Елена ФРОЛОВА погибла на следующий день после празднования трехлетия знакомства со своим гражданским мужем Александром ОДИНОКИХ.
21 июля корреспонденты «МОЁ!» приехали в село Ливенка Красногвардейского района Белгородской области, где родные и близкие прощались с Леной Фроловой...
Жизнь только начинается...
Лена с самого рождения была веселым и общительным ребенком. Все соседи завидовали: такие дети в семье Анисимовых — просто загляденье! (Фроловой Лена стала после первого замужества. — «Ё!».) Лена окончила школу с серебряной медалью, младший брат Алешка тянулся за сестрой, но ему немного не хватало усидчивости. После окончания Ливенской общеобразовательной школы Лена поступила в сельскохозяйственный колледж, где освоила специальность правоведа. По словам школьных подруг, Лена всегда все делала на «отлично»: сочинения в школе писала лучше всех, лучше всех знала историю. Умела сочувствовать, сопереживать, понимать и прощать чужие ошибки. А вот своих ошибок старалась не допускать — хотела быть лучшей во всем. Окончив колледж, поступила в воронежский государственный аграрный университет.
В университете она встретила свою половинку — Александра. Саша понравился и родным Елены — веселый, красивый парень, отлично осваивал университетские науки, в сентябре готовился защищать докторскую диссертацию.
Лену пригласили работать старшим лаборантом на ту же кафедру сельскохозяйственных машин, где она пять лет училась. А спустя некоторое время молодые получили небольшую комнатку в общежитии. Казалось, все в жизни только начинается...
В воскресенье, 18 июля, Лена и Саша пригласили к себе гостей. Повод был радостный — три года знакомства. Друзей пришло много, гуляли, веселились весь вечер. Утром в понедельник Лена отпросилась из университета в поликлинику — ей нужно было забрать результаты анализов. В 8 часов 10 минут встретилась на остановке с Сашей. Буквально через минуту перед Леной остановилась машина — декан ее факультета ехал на работу.
— Лен, ты на работу? Садись, подвезу, — крикнул он девушке.
— Мне не по пути, — ответила Лена.
Ее слова о другом пути буквально через минуту оказались пророческими... Машина с деканом отъехала, к остановке подошел автобус, потом маршрутка, и раздался взрыв...
«Ей уже не помочь...»
Огромный осколок вонзился Лене в спину, буквально разрезав тело пополам. Задето было даже сердце. Лена рухнула на руки мужа, который тоже истекал кровью. Но сознание она не потеряла. Лена еще минуту кричала: «Спасите, помогите, пожалуйста!». Саша, не обращая внимания на осколки, вонзившиеся в его руку, крепко прижимал жену к себе. Дотянулся до сумки, вытащил сотовый телефон, чтобы вызвать «скорую»... Он не видел, как затуманились глаза его любимой. Когда приехала «скорая», он продолжал баюкать жену, что-то нашептывая ей на ухо. Увидев врачей, Саша закричал: «Сюда, сюда, помогите ей!». Медики подбежали к Лене, но почему-то быстро отошли и занялись перевязкой Сашиной руки.
— Не мне помощь нужна! Ей! Помогите ей! Мне не надо!
— Ей уже не помочь, — ответил врач.
Тогда Александр потерял сознание...
...Младший брат Лены Фроловой Алексей за несколько дней до трагедии приехал в родную Ливенку на побывку из Чечни, где он проходит срочную службу. Именно Алексей первым узнал о страшной трагедии, случившейся с сестрой.
— Мама, Лены больше нет, Лена умерла, — сказал он по телефону матери, Галине Анисимовой, которая была на работе.
Мать не поверила словам. Бежала домой и думала: «Нет, не может быть, это не Лена, это ошибка. Это не моя Лена». Уже через час, собрав все деньги, что были в доме, Галина Дмитриевна наняла машину и помчалась в Воронеж.
— Ехала и все думала, это не Лена, — рассказывает мать. — Сейчас вот приеду, а это не она...
Но в морге все стало окончательно ясно.
«Ваш сын жив, ну и ладно...»
Во вторник, 20 июля, гроб с телом Лены Фроловой привезли к зданию аграрного университета. Попрощаться с ней пришли друзья, коллеги, знакомые. Только Саши, мужа Лены, не было. В этот день, 20 июля, ему сделали первую операцию — извлекли из руки один из четырех осколков. Саша очень тяжело перенес операцию, у него поднялась высокая температура, и еще одну запланированную операцию пришлось отложить на неопределенный срок. Сейчас его состояние врачи оценивают как тяжелое.
Когда произошла трагедия, мать Саши Раиса Одиноких стала обзванивать все мыслимые инстанции, хотела понять, что происходит:
— Звоню в МЧС и кричу: «Как же так получилось, что не уберегли, это ведь наши дети!». А мне отвечают: «Чего вы так волнуетесь, ваш сын жив, ну и ладно, еще женится». Ну разве можно так отвечать матери? Пусть я Лене не родная, пусть я ей свекровь, но я мать. И Лену считала своей дочерью. У нас с ней всегда были прекрасные отношения. Чуть что попрошу, она тут как тут. Всегда поможет, поговорит, поддержит.
В Воронеже родственникам и коллегам Лены пришлось решать еще и проблему перевозки гроба с телом в Ливенку. Денег на похороны у семьи не было, и областные власти, по словам родных Лены, им помогать не спешили.
Деньги — 5000 рублей — собрали студенты и сотрудники университета. Их хватило на гроб. А в Ливенку Лену поздно вечером 20 июля привезли на автобусе, который выхлопотала администрация университета.
Александр Одиноких прислал на похороны Лены письмо. Что там написано, не знает никто, эти слова предназначались только его любимой. Письмо положили Лене в гроб, с ним она и была похоронена...
Когда Лену выносили из дома, где она жила с родителями, все пришедшие проводить девушку в последний путь зарыдали в голос. Никто не думал сдерживаться — мужчины, женщины, дети — плакали все.
Отпевали девушку в местной церкви, а из церкви понесли на сельское кладбище.
Мать рыдала, хваталась за гроб, никак не желая отпускать дочь в землю, а ее брат Алексей нервно кусал губы и о чем-то напряженно думал... Через несколько дней он должен будет вернуться на место службы — в Чечню.
P.S. Обращение губернатора Владимира Кулакова в связи с терактом появилось только через два дня после трагедии — 21 июля. В своем обращении он выразил соболезнования родным, близким и друзьям Елены Фроловой и пообещал выделить семье погибшей материальную помощь (её размер в обладминистрации нам назвать не смог никто. — «Ё!».). Также губернатор пожелал скорейшего выздоровления всем пострадавшим в результате теракта. Кулаков сообщил, что правоохранительные органы работают в усиленном режиме. По словам матери погибшей Елены Фроловой, администрация Воронежской области пообещала помочь их семье, но этот вопрос воронежская администрация согласовывает с администрацией Белгородской области, где еще не решили, кто будет заниматься этим вопросом. Глава администрации Ливенского сельского округа Игорь Шишлянников со своей стороны тоже оказал помощь, собрав с шести крупных предприятий сельского округа по 1000 рублей в пользу семьи погибшей. Также он лично ходатайствовал в военкомате, чтобы брата Елены Алексея Анисимова перевели из Чечни поближе к дому.
Осколки в сердце
Жених погибшей девушки Александр ОДИНОКИХ постепенно идет на поправку
Саша и Лена в момент взрыва смотрели в другую сторону и все осколки, соответственно, получили в спину. На долю Саши пришлось пять железок. Одну из них в ОКБ извлекли, но после операции у Одиноких резко ухудшилось самочувствие, и остальные осколки решили пока не трогать.
— Врачи собираются их месяца через полтора вытащить, — рассказал Саша корреспонденту «Ё!».
Лена и Саша познакомились ровно три года назад. За день до теракта, в воскресенье, как раз эту дату отпраздновали... Произошло это в СХИ, на агроинженерном факультете: Одиноких после защиты диплома оформлял документы в аспирантуру, а Фролова, работавшая там же лаборантом, эти документы у него принимала.
— Веселая девушка, компанейская... — Саша старательно избегает слова «была».
В декабре 2002-го стали жить вместе. Саша писал диссертацию о совершенствовании бункерной очистки сахарной свеклы, Лена параллельно с работой заканчивала экономфак своего вуза.
— Она мне сильно помогала, — от прошедшего времени Одиноких, как ни крути, избавиться не удается. — Подгоняла, тормошила. Знаете, работа над диссертацией не всегда гладко идет, иногда просто руки опускаются.
У Саши все распланировано. Было. В этом году защитить диссертацию, в августе — поехать вместе с Леной к ее родным под Одессу. В следующем году свадьбу играть...
Паше оставалось сдать один зачет
18-летний Павел ПРОКОПЕНКО неделю находился между жизнью и смертью.
В семье Прокопенко из села Пятницкое Волоконовского района Белгородской области, дом, что называется, всегда был полная чаша. Жили дружно: бабушка, дедушка, мама, папа и трое детей — Петя и близнецы Саша и Паша.
Отец Александр Федорович закончил Воронежский сельскохозяйственный институт и стал зооинженером. По его стопам пошли и сыновья. Паша вместе с братом-близнецом в этом году заканчивали первый курс ВГАУ. Старший Петя — второй.
От каникул Сашу и Пашу отделял всего один зачет. Саша сдал его с первой попытки. Паша — нет. Преподаватель дал парню несколько дней на подготовку и утром 19 июля ждал его на пересдачу. На выходные ребята приехали к родителям и бабушке с дедушкой в родное село Пятницкое. Саша отдыхал, Паша готовился к зачету. Вечером в воскресенье ребята вернулись в Воронеж, где жили у родственников. Зачет был назначен на девять утра, поэтому Паша в 8 часов 15 минут оказался в той самой злополучной маршрутке, около которой и взорвалась бомба.
Узнав о трагедии, родители Паши через несколько часов уже были в Воронеже.
— У Паши ранение в голову и пробиты легкие, — рассказала корреспондентам «Ё!» бабушка Паши Татьяна ПРОКОПЕНКО. — Врачи сказали, что осколок остановился всего в нескольких сантиметрах от сердца. Павел очень плохо себя чувствует, потерял много крови. Даже родную мать не узнал. Он не может говорить. Так что ничего хорошего. Остается только Бога молить, чтобы внук поправился.
Врачи пока отложили намеченную операцию, но Паша остается в реанимации. Его будут готовить к операции. Может быть, не одной... Рентген грудной клетки показал, что в легких у Паши застряли осколки взрывного устройства и операции избежать не удастся.
— Я только об одном прошу, — говорит бабушка Татьяна Павловна. — Не надо мне врать и жалеть. Пусть все рассказывают, как есть. Все родные уехали в Воронеж, а я не могу, здоровье не позволяет. Да и хозяйство не оставишь. Вот я и боюсь, что меня берегут, не все рассказывают. А меня беречь и жалеть не надо. Внука моего надо жалеть. За что он, невинный ребенок, пострадал?
Кто стоит за терактом
Милиция разыскивает всех, кто был на остановке. Хотя следствие не исключает, что взрыв, прогремевший на остановке, был хулиганской выходкой, уголовное дело возбуждено по статье «Терроризм».
На минувшей неделе по городу гулял слух о том, что еще до взрыва о готовящемся теракте рассказал неизвестный, позвонивший по 02. Правоохранительные органы эту информацию не подтверждают.
В областной прокуратуре, которая ведет следствие, говорят, что до того, как эксперты вынесут заключение, они не могут рассказать о типе и мощности взрывного устройства. В то же время уже в первые часы после взрыва милиция сообщила о том, что взрывное устройство находилось в жестяной банке из-под алкогольного коктейля. А это наталкивает на мысль о том, что взрыв, который случился на остановке «Военный городок» 19 февраля нынешнего года и взрыв у НИИ лесной генетики — звенья одной цепи.
Ранним зимним утром на остановку у военного городка кто-то подбросил сумку, в одном из карманов которой лежала жестяная банка со взрывным устройством и металлическими болтами. Банка со взрывчаткой, скорее всего, была закреплена сбоку сумки. Сумка была повернута к остановке другой стороной, поэтому большая часть болтов улетела в сторону сада.
Тогда уголовное дело было возбуждено по статье «Хулиганство» и передано в главное следственное управление при ГУВД, где его «благополучно» приостановили из-за того, что на след заказчиков или исполнителей преступления выйти не удалось. На сегодняшний день у тех, кто расследует дело о взрыве у НИИ лесной генетики, та же проблема: по горячим следам злоумышленников не разыскали. Нет даже подозреваемых (если не считать утку о блондинке).
Предсказуемые в таком случае меры были приняты. В Центральном РОВД за неделю побывало множество кавказцев, ходивших по городу без документов. В общежитиях, которые находятся недалеко от места взрыва, проводилась проверка паспортов. Говорят, что искали приезжих, которые не оформили в положенные сроки временную регистрацию в Воронеже. Однако проверку проводили не только женщины-паспортистки, но и вооруженные милиционеры. Сейчас разыскивают всех, кто был у остановки утром в понедельник.
Наталья Покутнева
Роман ПРЫТКОВ
Владимир ЛАВРОВ
ОТ РЕДАКЦИИ
Любимые читатели!
Такого страшного номера, как сегодняшний выпуск «МОЁ!», за всю нашу 10-летнюю историю еще не было. В течение недели в Воронеже произошло два теракта, рухнул в водохранилище 500-тонный пролет Чернавского моста, продолжались обстрелы дачников на Дальних садах... Еще недавно главными проблемами в нашем городе были ЖКХ и общественный транспорт. Теперь воронежцы гибнут и получают тяжелые травмы в терактах на улицах города. Рискуют своими жизнями, отдыхая на дачах... Подвергаются опасности, переправляясь с берега на берег по городским мостам...
Всю прошлую неделю телефоны редакции разрывались от звонков с сообщениями о новых «терактах». Журналисты «МОЁ!», как могли, успокаивали взволнованных людей, пока не прогремел новый взрыв... Всеобщую истерию подогрели совершенно неуместные и, на наш взгляд, безответственные учения Управления ГО и ЧС, которые воронежские спасатели устроили в центре города через день после первого взрыва. Обилие пожарных машин и автомобилей «Скорой помощи» на улицах Воронежа вызвало настоящую панику.
Всю неделю наши журналисты напряженно выясняли подробности произошедших катастроф. И сделали печальный вывод: к сожалению, власти и правоохранительные органы обращают внимание на проблему только после того, как кто-нибудь из нас погибает. Судите сами — по факту взрыва на остановке «Военный городок» в феврале было возбуждено уголовное дело по статье... «Хулиганство». И внимание к этому преступлению было соответствующее. Так называемая реконструкция Чернавского моста идет с 1996 года. За это время уж успел закончиться срок эксплуатации временного моста, стоящего по соседству. Пули свистят над головами дачников на Дальних садах уже больше двух лет, а милиция отказывается возбуждать дело по этому факту...
Видимо, позаботиться о своей безопасности воронежцы должны сами. Берегите себя и своих близких!
Телефоны на всякий пожарный
Единая служба спасения — 01.
Дежурный ГУВД — 02, 55-57-22, 55-17-51.
Телефон доверия ГУВД — 55-19-52.
Дежурный УФСБ — 55-04-44.
Бюро несчастных случаев — 55-28-97, 55-16-63, 51-11-61. МОЁ
Другие публикации в тему: |
|
Коммерсант Черноземье • №157 от 31 августа 2007 г. • За воронежские взрывы дали пожизненное // Верховный суд согласился с приговором Мосгорсуда • Подробнее...
КП в Воронеже • №104 от 20 июля 2007 г. • Со дня самого страшного теракта в Воронеже прошло три года • Подробнее...
КП в Воронеже • №131 от 23 августа 2005 г. • Бывший «чеченец» торговал бомбами • Подробнее...
КП в Воронеже • №112 от 19 июля 2005 г. • Год после теракта • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №116 от 28 июня 2005 г. • Московские теракты объединили с воронежскими • Подробнее...
13:04 • 30 января 2008 • В областной прокуратуре подвели итоги работы по противодействию терроризму • Подробнее...
18:04 • 23 ноября 2007 • Правоохранительные органы Воронежа выработали ряд мер по активизации работы в сфере противодействия терроризму • Подробнее...
21:49 • 7 ноября 2007 • На Ю.-В.ж.д. проводятся мероприятия по усилению мер безопасности • Подробнее...
11:08 • 5 сентября 2007 • Представители Общественной палаты Воронежской области почтили память всех жертв террористических актов • Подробнее...
13:57 • 7 сентября 2006 • Командно-штабные учения на ж-д вокзале заслужили положительную оценку • Подробнее...
|