Воронежская область • газета "Коммуна" • №142 от 14.09.2004 Штрихи к портрету. Долгий путь к себеГероиня моего очерка – заведующая кафедрой театрального мастерства Воронежской государственной академии искусств доцент Ирина СИСИКИНА. Многим в городе известно это имя: у нее десятки учеников, несколько постановок в воронежских театрах. Спектакль «Пеппи Длинныйчулок», поставленный ею в ТЮЗе, выдвигался в прошедшем сезоне на областную премию «Событие сезона», а сама она уже является лауреатом этой премии за педагогическое мастерство. …И вот сидим мы с нею в ее небольшой квартирке, смотрим семейным альбом и вспоминаем юность, ее приезд в 1964 году из Днепропетровска и поступление на филфак ВГУ. Воронеж был выбран потому, что здесь жила бабушка, мать отца, Бориса Николаевича Концедалова. Вскоре, впрочем, и отец Иры, и мать, заслуженная артистка РСФСР Ольга Павловна Солнцева, также перебрались в Воронеж и еще многие годы проработали в Воронежском ТЮЗе.
Родители Иры были фронтовиками, и военная закалка помогала преодолевать многие трудности, которых предостаточно в жизни каждой семьи. А Ольга Павловна оказалась поистине «солнечной» женщиной – веселой, приветливой, самоотверженной; хорошей актрисой – искренней, «с нервом». В ней не было ничего от «артистической богемы» – хлебосольная хозяйка, живая, общительная – я любила ее больше всех папиных друзей. И, конечно, ей, хорошо знающей «театральную изнанку», хотелось для дочери иной участи.
Поначалу Ира чувствовала себя в Воронеже очень одиноко. Учеба не доставляла ей радости, а какой-то внутренний голос шептал: «Ты будешь, будешь в театре, только не актрисой!» И вот – первая веха на пути к судьбе: на доске объявлений Ира увидела слова: «Театр миниатюр ВГУ приглашает…» И жизнь обрела смысл. Вначале эпизоды, потом Принцесса в спектакле «Требуется монарх», еще и еще роли – Ира прошла блистательный путь взлета театра миниатюр, руководимого Львом Кройчиком, вместе со всем коллективом.
Университетский театр тех лет – незабываемое явление! Острые, сатирические, задорные спектакли – они были как бельмо на глазу у обкомовских и городских чиновников. Цензура на самодеятельность не распространялась, и оставалось только скрипеть зубами. С весельем и отвагой творили, выдумывали, пробовали молодые, полные сил и энергии Вадик Кулиничев, Володя Сисикин, Витя Беляев, Люба Кац, Сережа Поляков – разные театральные жанры, разные системы театральной игры – и появлялись «Голубая книга» М.Зощенко, «Каждый вечер как проклятые» М.Розовского или – уже значительно позже – «Смерть Тарелкина» А.Сухово-Кобылина.
Университет закончен, диплом получен – и что дальше? Школу Ирина категорически отвергла. Устроилась на работу в библиотеку технологического института. Тихо, спокойно – и очень скучно. Спасал снова театр миниатюр, который в силу осложнений с университетским начальством перебазировался в технологический институт.
1972 год. Объявляет первый набор Воронежский институт искусств. Прибывшие педагоги Щукинского училища Ольга Ивановна Старостина и Борис Григорьевич Кульнев (именно они являются создателями кафедры актерского мастерства, которой сейчас заведует Сисикина) в первый год отвергли ее из-за возраста – ей уже исполнилось 25. Казалось бы, как тут не опустить руки – мечта буквально уплыла из них вторично. Но тут и происходит магический случай, которым судьба любит награждать упорных и целеустремленных. Поступившая на этот курс Ирина подруга, желая похвастаться, привела педагогов на один из спектаклей театра миниатюр, после чего Ольга Ивановна и Борис Григорьевич вызвали Сисикину к себе и предложили ей сдать кучу экзаменов, чтобы догнать курс. Вероятно, они уже тогда мысленно определили ее будущее именно как театрального педагога: ведь институту нужно выращивать собственные кадры.
Но счастливая Ира об этом еще ничего не знала и самозабвенно отдалась учебе. Не захотел отстать от жены и Владимир Сисикин, поступив на режиссерское отделение Щукинского училища. И началась счастливая, полная творчества, всяких планов, дружеского общения (так сложилось, что семьи Кулиничевых и Беляевых оказались по соседству) жизнь, материально небогатая, но духовно полная до краев. Человек, для которого главным в жизни является любимое дело, может обойтись без многого – мы, во всяком случае, в это верили. За право заниматься им иногда приходилось дорого платить, не деньгами, конечно. Особенно нелегко выбор любимого дела дается женщине. Ведь чаще всего ей приходится жертвовать своими интересами ради мужа и детей. Или выбирать свою дорогу, оставаясь без семьи, что тоже нелегко.
В семье Сисикиных интересы оказались общими. Стоит ли удивляться, что дипломный спектакль Иры – «Стеклянный зверинец» по Т.Уильямсу был поставлен ее мужем, а роль Аманды вошла в анналы истории актерского факультета? Конечно, очень хотелось поиграть в настоящем театре, но любимые педагоги давно уже вели разговоры о том, что подлинное ее призвание – театральная педагогика и что они должны быть спокойны за будущее института. И постепенно Ирина привыкла к мысли, что она останется на преподавательской работе.
Что же такое театральная педагогика и почему не каждый, даже очень хороший артист, может передать свои навыки ученикам? Обучение в наших вузах ведется по системе Станиславского, включающей ряд упражнений на разработку фантазии, овладение методом физических действий, работой с воображаемым предметом. Это как в чтении: сначала буквы, потом слоги, а уж затем слова и предложения. Скучно, но необходимо. Иначе на сцене потом вылезут фальшь и наигранность. Первые два года обучения отданы именно овладению «школой», без которой ни одна роль не будет подготовлена правильно и резанет неестественностью существования. Ведь большинство людей в условиях публичного выступления невероятно зажаты, и цель педагога – раскрепостить их. Задача не так проста, как кажется. Но уж если это удалось, если студент, как говорится, «задышал», то дальше ему не страшны никакие режиссеры и никакие методы.
Овладев «школой», он с легкостью сможет выполнить любую поставленную перед ним задачу. Многие любители театра охотно смотрят студенческие спектакли из-за удивительной свободы существования на сцене.
Именно эту сложную работу и выполняет театральный педагог. Когда Ольга Ивановна и Борис Григорьевич уехали обратно в Москву, руководители курсов стали наши тогдашние главрежи Глеб Дроздов и Владимир Бугров. Но сами они «школой» не занимались, доверив это дело Ирине Сисикиной. Как она сама говорит, «работала у обоих Розой Сиротой» (для непосвященных: Роза Абрамовна Сирота – режиссер-педагог у Георгия Товстоногова, «разминающая» артистов перед встречей с постановщиком). Режиссер-постановщик придумывает концепцию спектакля, обсуждает ее с художником, а уж потом начинает работу с артистами.
Много позже, когда Ирине доверили первый самостоятельный набор, она привлекла к работе и мужа, и их совместные спектакли вызывали неподдельный интерес не только в родном Воронеже. Несколько их выпускников трудятся в «Сатириконе» Константина Райкина, большая часть (восемь человек) несколько лет назад была принята в Петербургский театр сатиры, причем в репертуар вошел их дипломный спектакль «Пеппи Длинныйчулок».
До поры до времени Сисикину вполне устраивала роль педагога и сама она ставила редко. Собственно, взяться за самостоятельную постановку ее заставили драматические обстоятельства жизни (тяжелая болезнь Владимира Сисикина). Отчаяние придало сил. Опыт многолетней работы тоже сказался. Да и потом, учебный спектакль все-таки отличается от театрального: основная его цель – показать «товар» лицом, то бишь, продемонстрировать, чему обучены студенты. Начала с камерных малонаселенных спектаклей – например, «Пяти вечеров» Александра Володина. А последний ее выпуск уже уверенно играл «Матросскую тишину» Александра Галича, демонстрируя не только дуэты и трио, но и слаженность массовых сцен. Убежденная приверженка русской психологической школы,
Сисикина не чужда и новых веяний. Запомнился мне в исполнении ее студентов предпоследнего выпуска «Гамлет», решенный чисто пластическими средствами: необычно, интересно. А упомянутый в начале статьи спектакль ТЮЗа «Пеппи Длинныйчулок» поставлен в традициях школы представления, которая сейчас активно осваивается нашим театром. Приглашают и в другие города, например, в Курск, где в репертуаре драмтеатра есть три ее спектакля. Последняя премьера в Воронеже – «История любви» (все те же «Пять вечеров» в «Антрепризе».
Но делом всей жизни Ирина Борисовна все-таки считает театральную педагогику. Несколько лет назад она начала заниматься с малышами и очень увлеклась процессом. Говорит, с ними даже интереснее, чем со студентами. Цель занятий – раскрепощение личности ребенка.
Кому-то моя героиня покажется несовременной: слишком долго шла к цели. Ни славы, ни почестей, ни денег не имеет. Таким бесполезно объяснять, что главное – это жить в гармонии с собой и с миром. Служа любимому делу, человек на первый взгляд делает это только для себя. Но вот парадокс – именно к таким людям и тянутся окружающие. Щедро дающие, они приобретают взамен любовь и уважение.
К Ирине Борисовне бывшие ученики привозят уже своих детей.
Людмила Романова Коммуна
Другие публикации в тему: |
|
Коммуна • №135 от 13 сентября 2012 г. • Александр Ковалёв как отражение народных ожиданий • Подробнее...
Коммуна • №113 от 7 августа 2009 г. • Имя в литературе. Добрейший Добряков / Своё сердце он отдал детям, чтобы они вырастали добрыми и умными • Подробнее...
Молодой коммунар • №79 от 28 июля 2009 г. • Четыре жизни Татьяны Григорьевны • Подробнее...
Воронежская неделя • №13 от 1 апреля 2009 г. • Об Аркадии Давидовиче – брэнде и человеке • Подробнее...
Коммуна • №76 от 29 мая 2008 г. • Музыка звучит. Михаил Носырев, его жизнь и творчество • Подробнее...
14:12 • 28 января 2008 • Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий награжден орденом • Подробнее...
22:12 • 29 ноября 2007 • Виктора Атласова поздравили 70-летием в Воронежской городской Думе • Подробнее...
12:51 • 30 августа 2007 • Воронежский мэр награждён орденом «За службу России» • Подробнее...
12:58 • 7 марта 2007 • Победителем конкурса Общественной палаты Воронежской области «Лицо женщины года» в номинации «Воспитание детей» названа заведующая детсадом № 100 • Подробнее...
11:21 • 23 ноября 2006 • Борис Скрынников поздравил с 90-летним юбилеем Героя Советского Союза • Подробнее...
|