Воронежская область • газета "Коммуна" • №122 от 12.08.2005 Выборы проходят, репутация – остаетсяКажется, лето как время отпусков и всеобщего отдыха безнадежно закончилось. По крайней мере, для воронежских политиков и других, по выражению председателя Воронежского облизбиркома Владимира СЕЛЯНИНА, участников избирательного процесса. Потому что процесс, что называется, уже пошел: 29 июля областная избирательная комиссия приняла решение «О назначении повторных выборов депутатов Воронежской областной Думы четвертого созыва по одномандатным округам №№ 3, 7, 8, 10 и дополнительных выборов депутата Воронежской областной Думы четвертого созыва по одномандатному округу №17 на 23 октября 2005 года».
И это стало главной, но не единственной темой беседы корреспондента «Коммуны» с главой воронежского облизбиркома.
– Владимир Егорович, с какого момента начался отсчет новой избирательной кампании? И какие районы области будут на этот раз в них участвовать?
– Решение избиркома опубликовано в «Коммуне» 2 августа. Именно с этого дня – с момента публикации – и начался отсчет избирательной кампании. В Воронеже повторные выборы в областную Думу пройдут в четырех округах: 23 октября на избирательные участки вновь придут жители Левобережного, Ленинского районов (3-й и 7-й округа) и Коминтерновского района (8-й и 10-й). Что касается дополнительных выборов по 17-му округу, то это – большая часть Аннинского и Таловский районы.
Насколько мне известно, в ближайшее время состоятся заседания соответствующих комиссий, и будут назначены повторные или дополнительные выборы в законодательные органы и в некоторых муниципальных образованиях. В том числе – в городскую Думу Воронежа, где есть вакансии по восьми мандатам, в Нововоронеже – семь вакантных мандатов, в Кантемировском, Острогожском и в некоторых других районах.
– В какие сроки будет проходить кампания, есть ли какие-то изменения в правилах?
– Изменений нет, эти выборы являются как бы продолжением мартовских, и все условия остались прежними. Выдвижение кандидатов (которое уже началось, и в предварительных списках уже появились первые фамилии, например, по 10-му округу) будет проходить в течение месяца. Прием документов на регистрацию – до 18 часов 7 сентября, как это обычно и бывает. Сбор подписей или внесение залога – в тех же пределах. Средствам массовой информации и полиграфическим предприятиям, изъявившим желание участвовать в избирательном процессе, в эти же сроки необходимо опубликовать свои расценки, а также информировать избирком о своем участии. Те же сроки – 30 дней, но уже до дня голосования, – отведены для ведения агитационной кампании.
О явке, неявке и перспективах референдума
– До выборов еще больше двух месяцев, но консалтинговый центр «Контент» уже сейчас заинтересовался электоральными предпочтениями воронежцев. И выяснил, что каждый пятый (21 процент) вообще не собирается идти голосовать. Не произойдет такого, что выборы опять будут признаны несостоявшимися, на этот раз из-за низкой явки? Каков, вообще, минимальный порог явки на выборы?
– На выборах в областную Думу должны проголосовать не менее 25 процентов от числа зарегистрированных избирателей, на выборах органов местного самоуправления – не менее 20 процентов. Что касается результатов опроса, – такие цифры неудивительны и вполне соответствуют действительности. И на мартовских выборах, особенно по Воронежу, явка редко превышала 40 процентов. Тут недавно пошли разговоры о городском референдуме, так мы по этому поводу специально проанализировали ситуацию с явкой на протяжении последних лет. Так вот, только один раз явка избирателей в Воронеже превысила необходимые для референдума 50 процентов.
Это случилось 14 марта 2004 года, когда мы выбирали Президента России и одновременно – главу администрации области: явка избирателей тогда составила 52,36 процента. Почти преодолен был 50-процентный рубеж в декабре 2003 года – на выборах в Госдуму. Но ведь это все выборы федерального уровня! И на фоне таких цифр всерьез рассуждать о городском референдуме могут себе позволить только очень легкомысленные люди. А со стороны руководителей областного центра – это просто не совсем ответственно, я бы сказал.
– 6 августа вступил в силу недавно принятый Госдумой федеральный закон – о внесении изменений в законы и законодательные акты о выборах. Наверное, со временем и областное законодательство в этой области подравняется под федеральный стандарт. Как вы считаете, поспособствуют эти нововведения повышению общественного интереса к выборам? Или, наоборот, отпугнет избирателей?
– Я надеюсь, что эти новые нормы несколько систематизируют в дальнейшем и работу избирательных комиссий, и деятельность других участников избирательного процесса. А в отдельных случаях поспособствуют и более четкому проведению выборов. Что, в свою очередь, положительно, я надеюсь, отразится и на явке избирателей. Правда, там есть и спорные моменты. Например, по поводу графы «Против всех» – включать или не включать в бюллетени при проведении местных выборов – теперь будут решать местные же законодатели. На эту тему нужны, наверное, соответствующие исследования, но, на мой взгляд, исключение этой графы оттолкнет некоторых избирателей от выборов. Тех, кто сегодня все-таки приходит на выборы и голосует, хотя бы и против всех, тем самым не только имея возможность выразить свою волю, но и обеспечивая необходимую явку, а, стало быть, и легитимность самих выборов.
Есть в новой системе и другие моменты, более привлекательные. Те, что позволяют более четко регулировать избирательный процесс и ограничивать тем самым использование всяких «черных» технологий. Например, при сборе подписей. Ведь новый закон ограничивает планку недостоверных подписей с 25 до 5 процентов. То есть кандидаты уже будут думать: нанять ли какую-нибудь «левую» бригаду сборщиков подписей – или же поручить это деликатное дело тем, кому доверяешь: друзьям, родственникам, коллегам.
Отменена новым законом дублирующая норма, когда можно было и подписи сдавать, или вносить залог как подстраховочный вариант. Теперь – что-нибудь одно: или подписи, или залог.
– То есть, можно сказать, что условия для выборов стали более строгими?
– В какой-то мере – да, конечно. Хотя, скорее, речь стоит вести об упорядочении избирательного законодательства. Я думаю, что это делается, в первую очередь, для того, чтобы избирателю было легче разобраться в хитросплетениях предвыборной кампании. Чтобы кандидаты и их доверенные лица были ограничены в применении «черных» технологий.
– Однако, все эти изменения никак не коснутся предстоящих в октябре выборов в областную Думу. Можно, наверное, сказать, что это будут последние выборы по мажоритарной системе?
– Да, и я надеюсь, что эти выборы пройдут успешно, будут признаны состоявшимися. Хочу через «Коммуну» поторопить потенциальных кандидатов: не тяните с подачей документов до последнего дня.
И ко всем участникам избирательного процесса – просьба: не покупайтесь на соблазн сиюминутной выгоды – выборы проходят, а репутация остается. Постарайтесь взвесить все «за» и «против», чтобы при проведении агитации не выходить за рамки требований закона. Чтобы выборы прошли честно и чисто!
Краснолесный – другого не дано
– Владимир Егорович, еще одна обсуждаемая в прессе в связи с выборами тема – поселок Краснолесный. Как известно, областной, а затем и верховный суд признали решение Воронежской областной Думы о передаче Краснолесного в административное управление Верхнехавского района незаконным. На этом основании четверо жителей Краснолесного добиваются – с помощью исков в Ленинский районный и областной суды – отмены выборов в гордуму по всем округам и облдуму по первому округу. Насколько перспективен их иск?
– В отношении Краснолесного и той жалобы, что поступила в областной суд, могу отметить следующее. Я уверен, даже с учетом последних судебных решений, что и областная Дума, и избирательная комиссия – во всем, что касается «нарезки» избирательных округов – поступили в строгом соответствии с законом – федеральным законом!
А закон, точнее статья 118 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в частности, подчеркиваю – обязывает избирательные комиссии и законодательные органы руководствоваться пунктом 4, который предписывает при определении границ избирательных округов исходить: а) из примерно равного количества избирателей и б) безусловной неразрывности границ – территория округа должна быть единой. И лишь при соблюдении этих двух условий можно учитывать и административную принадлежность населенного пункта. То есть, куда бы Краснолесный ни относился административно – к Воронежу или Верхнехавскому району, – никаких оснований для отмены результатов выборов я не вижу. Другого здесь не дано – это требование закона.
Беседовал
Владимир АНТОНОВ. Коммуна
Другие публикации в тему: |
|
Воронежский курьер • №124 от 2 ноября 2005 г. • Цена мандатов • Подробнее...
Берег • №43 от 28 октября 2005 г. • Довыбирались! • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №201 от 25 октября 2005 г. • Воронежские единороссы отмылись на довыборах // от обвинений в применении административного ресурса • Подробнее...
Воронежский курьер • №121 от 25 октября 2005 г. • Все, как в марте • Подробнее...
Коммуна • №164 от 25 октября 2005 г. • Выборы – 2005. Без грязи не обошлось • Подробнее...
10:41 • 28 октября 2005 • Независимые наблюдатели за ходом довыборов представили доклад о соблюдении законности в Воронежской области • Подробнее...
12:57 • 25 октября 2005 • Результаты независимого наблюдения за ходом довыборов в горДуму представят воронежским журналистам • Подробнее...
12:42 • 24 октября 2005 • Ход проведения голосования в Воронеже обсудили в мэрии • Подробнее...
09:03 • 24 октября 2005 • В Воронежской области прошли довыборы депутатов в областную и городскую Думы • Подробнее...
16:35 • 20 октября 2005 • Мэр Воронежа призвал горожан исполнить свой гражданский долг • Подробнее...
|