Воронежская область • газета "Коммуна" • №168 от 02.11.2005 Воронежский экскаватор: СКВОЗЬ ГОДЫ И ТРУДНОСТИВ эти дни Воронежский экскаваторный завод отмечает 90-летие со дня своего создания Сегодня экскаватор нельзя рассматривать как машину с ковшом, которая только копает. Современная землеройная техника призвана выполнять массу операций. Нынешний воронежский экскаватор – это до двадцать сменных видов рабочего оборудования (рыхлители для клейких и мерзлых грунтов, гидромолоты, грейферы, двухчелюстные захваты и так далее). За 90 лет существования завода ОАО «ВЭКС» воронежский экскаватор завоевал прочную репутацию производителя высококачественных землеройных машин, стремящегося быть на передовых технологических позициях. И постоянно растущий спрос на экскаваторы ЭО-5225, ВЭКС 30L, ВЭКС20К – свидетельство не только потребительского авторитета, но и признания возможностей коллектива, конструкторов и рабочих, профессионально решать технические задачи.
Свой возраст ОАО «ВЭКС» воронежский экскаватор считает с 1915 года. Именно тогда на северной окраине города в чистом поле возникло предприятие, позже прославившееся на весь мир легендарными «катюшами» и могучими экскаваторами.
Тогда, во время первой мировой войны, в Воронеж из Риги была эвакуирована фабрика по производству машин для кожевенной и деревообрабатывающей промышленности акционерного общества «Рихард-Поле». В первые годы на воронежской земле предприятие сохраняло свою специализацию. После национализации, в двадцатые годы здесь также освоили производство паровых котлов и водоочистителей для первых электростанций страны – Каширской и Шатурской. Кстати, в 1922 году заводу присвоили имя Третьего Коммунистического Интернационала (отсюда и стали называть его работников «коминтерновцами»).
В годы первых пятилеток предприятие реконструировали, и оно стало базовым по выпуску оборудования для бурно растущей пищевой промышленности. Здесь осуществлялись гигантские даже по нынешним масштабам проекты. К примеру, по спецзаказу для Красной Армии выпускались автохлебозаводы, полевые мясокомбинаты и даже хлебозаводы-поезда.
Именно «коминтерновцы» в преддверии Великой Отечественной войны, выполняя задание Правительства, первыми в стране в рекордно короткие сроки освоили производство сверхсекретного оружия – реактивных минометов БМ-13 («катюш»). Уже через пять суток после нападения врага на нашу страну две первые боевые установки были отправлены в Москву , а 14 июля 1941 года грозное оружие впервые применили под Ельней, вызвав небывалые потери и панику в рядах противника. «Катюши» завод продолжал выпускать и после того, как в октябре 1941 года был эвакуирован на Урал.
Всего за годы войны «коминтерновцы» изготовили их 1700. Сегодня память об этом увековечена в заводском музее, а также в памятнике прославленной «катюше», возведенной на пьедестал в 1972 году на территории предприятия.
Новая страница в истории завода началась в 1946 году. Получив задание на освоение и выпуск универсальных гусеничных экскаваторов с ковшом, емкостью один кубометр, «коминтерновцы» за полтора года, одновременно с восстановлением предприятия, создали свою первую машину – «Коминтерновец-1».
С 1947 года Воронежским заводом изготовлено свыше 45 тысяч экскаваторов различных модификаций, многие из которых были уникальными. Так, впервые в мировой практике заводские конструкторы создали землеройно-фрезерную машину, незаменимую при строительстве каналов в неосвоенной местности с производительностью до 2 тысяч кубометров грунта в час. Интересная разработка – машина с рабочим оборудованием «стена в грунте» для метростроевцев.
Экскаватор Э-1252Б первым в Воронежской области был удостоен государственного Знака качества (декабрь 1970 года), а за пять лет до этого успехи коллектива по созданию новых, более совершенных землеройных машин были отмечены орденом Трудового Красного Знамени.
В дни юбилея завода исполнительный директор ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор Николай Ельшин призывает коллег и всех воронежцев еще раз с благодарностью вспомнить тех, кто на своем рабочем месте помогал ковать нашу общую победу в Великой Отечественной войне, кто делал технику для восстановления, а затем роста и развития экономики.
Это первые сборщики легендарных «катюш» Александр Брюханов и Борис Тагинцев. Директора разных лет Виктор Черногубовский, Михаил Куракин, Александр Корон, Анатолий Картушин. Главного конструктора Николая Пучерова, под чьим руководством в далеком 1947 году в Воронеже впервые в стране был выпущен экскаватор. За высокие показатели в работе высоких наград были удостоены целый ряд заводчан.
Героями Социалистического Труда стали бригадиры кузнецов Геннадий Анучин, электросварщиков – Анатолий Чернышов, токарь Александр Назаров. А стерженщица Александра Попова увековечена в бюсте, который находится в музее завода в ДК имени Коминтерна. Токарь Николай Попов стал лауреатом Государственной премии СССР. Высшей награды – Ордена Ленина – в разные годы удостаивались директора завода Федор Муратов и Иван Мищенко, токарь Андрей Воронцов, бригадиры слесарей Василий Недосейкин и Анатолий Шерстюков, резчица Екатерина Щекина, фрезеровщик Виктор Литвинов, резьбошлифовщик Игорь Рачинский, электросварщик Иван Мокшин, начальник цеха Николай Пархоменко.
В музее боевой и трудовой славы ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор заботливо собраны и сохранены важные исторические факты о заводе и его людях.
В зачете – миллионы кубометров
Ни одна масштабная стройка в стране не обходилась и не обходится без воронежских экскаваторов. Перечислим только самые известные: Байкало-Амурская магистраль, космодром в Байконуре, Волго-Донской канал, или совсем недавняя – автомагистраль «Амур» Чита-Хабаровск. Пожалуй, сегодня уже нельзя даже приблизительно сказать, сколько миллионов кубометров грунта переместили воронежские экскаваторы. Машины работают в разных климатических условиях, на разных континентах.
Когда-то география поставок воронежских экскаваторов превышала полусотню стран. Наши машины, к примеру, работали в Африке на строительстве Асуанской плотины (Египет), в Южной Азии – металлургического комбината в Бхилаи (Индия). Сегодня многие зарубежные партнеры вновь едут в Воронеж. По словам технического директора ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор Александра Жидкова, наиболее тесные взаимоотношения развиваются в пределах ближнего зарубежья: Казахстан, Украина, Беларусь. Возобновляются поставки в Узбекистан и Киргизию. В 2004 году отправили две машины в Румынию.
Сегодня на предприятии работа сбытовиков поставлена таким образом, чтобы максимально использовать все возможности для продвижения своей продукции. Это участие в конкурсах, тендерах, возобновление связей. Создана сервисная служба. Там собраны квалифицированные специалисты, которые по требованию клиента готовы выехать в любую точку страны и зарубежья, не допуская простоев техники. Активно ведется работа по созданию баз обслуживания техники на местах.
«Золотой фонд» Воронежского экскаваторного – это кадры: инженерно-технические, рабочие.
– Прежде всего хочу поблагодарить за верность заводу наших ветеранов – высококлассных специалистов, – говорит исполнительный директор ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор Николай Ельшин. – Многие уже более полувека работают в цехах экскаваторного: Николай Горских, Дмитрий Чагин, Василий Шишлов, Иван Веретин и другие. Хотя сегодня и потерян престиж рабочих профессий, но в последние годы приходит на завод и талантливая молодежь. Отметить хотелось бы и инженеров-конструкторов: лауреата конкурса «Инженер года-2004» Алексея Кольцова, Галину Кириченко и других. У нас много ответственных, добросовестных работников. Надеюсь, что нам удастся организовать работу завода так, чтобы использовать их знания, умение и опыт с наибольшей эффективностью.
Учитывая требования рынка экскаваторной техники, на предприятии разработали перспективную программу развития до 2007 года. Акцент в ней сделан на расширение номенклатуры производимой продукции, совершенствование существующего модельного ряда. Завод стал больше выполнять заказов для других предприятий, участвовать в кооперации, включая в работу временно незадействованные мощности. На ВЭКСе изготавливаются крепи для шахт, ходовые тележки для буровых установок воронежского «Рудгормаша» и многое другое.
В погоне за прогрессом
– Новый экскаватор для коммунальных служб, опытный образец которого соберем уже до конца нынешнего года, будет оснащен гидропомпой и сварочным оборудованием. Постоянно идет работа над совершенствованием традиционных машин, используемых в дорожно-строительной и добывающих отраслях, – ставятся задачи делать не только многофункциональную и надежную технику, но и максимально удобную для работы экскаваторщика, – поделился с нами ближайшими производственными планами коллектива технический директор ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор Александр Жидков.
Одну из новых машин мы увидели на заводском дворе – ярко окрашенная, с фирменными ярлыками, машина танцевала под руководством опытного экскаваторщика. В кабине уютно, кондиционер, не чувствуется привычного для такой техники запаха машинного масла. Работать можно в белой рубашке.
Побывал недавно Александр Михайлович на некоторых крупных предприятиях России, которые всегда были в числе потребителей продукции экскаваторного завода. Работают наши машины, изготовленные 10-15 и более лет назад, да ещё как! Что далеко ходить, на строительных площадках Воронежа большинство экскаваторов – нашего же «ВЭКСа». Многие готовы воронежскую технику приобретать, да не все предприятия, брошенные сегодня в пучину рыночных отношений, в состоянии это сделать.
Да и потребитель ныне стал разборчивее. Гораздо больше, чем когда-либо, на ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор делают машины под заказ, оснащая специальным оборудованием. «Работа, конечно, интересная, но сложная», – признавались нам на заводе. К примеру, для горно-обогатительных комбинатов Белгородской области собирают сегодня экскаватор с… подъемной кабиной. Такой нужен для погрузки-выгрузки железнодорожных вагонов.
Сегодня на рынке экскаваторной техники много отечественных и импортных конкурентов. Но многолетний опыт работы коллектива, мощная производственная и кадровая базы являются той основой, с которой, хочется верить, начинается новая страница истории завода, страница возрождения, страница гордости за то, что в столице Черноземья есть Воронежский экскаваторный завод.
Дмитрий ДЕНИСЕНКО, Коммуна
Другие публикации в тему: |
|
Коммерсант Черноземье • №77 от 29 апреля 2009 г. • ОАО «Рудгормаш» распродают по частям // Его активы оценены меньше чем в половину задолженности • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №9 от 22 января 2009 г. • Не СРОслось // Конкурсного управляющего ВЭКСа могут привлечь к дисциплинарной ответственности • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №188 от 16 октября 2008 г. • «Изодом» выходит на панель • Подробнее...
Коммуна • №117 от 12 августа 2008 г. • Всё – на продажу, или Куда уходит «Энергия»? • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №127 от 23 июля 2008 г. • Собственники «Рудгормаша» заняли круговую оборону • Подробнее...
10:49 • 1 апреля 2009 • Воронежский завод ЗАО «Рудгормаш» возобновляет работу, приостановленную из-за снижения заказов • Подробнее...
11:37 • 20 октября 2007 • «Воронежсинтезкаучук» отметил 75-летие со дня основания завода • Подробнее...
10:36 • 30 августа 2007 • ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор с 3 сентября будет ограничен в энергопоставках • Подробнее...
12:51 • 24 августа 2007 • Торги по продаже имущества ВЭКСа откладываются на неопределенный срок • Подробнее...
13:49 • 8 августа 2007 • Специалисты Российской Академии наук и ОАО «Концерн «Созвездие» подписали протокол о сотрудничестве • Подробнее...
|