Воронежская область • газета "Российская газета" • №246 от 03.11.2005 Будет день, будет повестка // Председатель Воронежской областной Думы о местном самоуправлении, развитии производства и социальной защитеОбластная Дума действующего четвертого созыва впервые сформирована по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе представительства: половина депутатов избрана по партийным спискам, другая половина – по одномандатным округам. Теперь в ней зарегистрированы четыре фракции. Тем самым начался новый этап регионального парламентаризма. Как это сказывается на работе законодательного органа? Как складываются взаимоотношения между фракциями и независимыми депутатами? Не привносит ли партийная ангажированность ненужное напряжение и остроту в парламентские дебаты, не мешает ли законотворческому процессу? С этих вопросов началась беседа за «деловым завтраком» с председателем Воронежской областной Думы Владимиром Ключниковым.
Владимир Ключников | Политический плюрализм в нашем обществе, согласитесь, из декларации давно уже стал реальностью. Кто-то придерживается левых взглядов, кому-то ближе правые, либеральные. Так что в принципе и прежде областная Дума была партийной. Теперь фракции оформились или, как теперь говорят, структурировались. Считаю это нормальным, более того, необходимым этапом развития демократии в нашей стране. Без борьбы мнений, сопоставления взглядов невозможно выработать оптимальные решения. Другое дело, как, в каких формах эта борьба ведется, думают ли депутаты об общем благе или только об имидже, своем и своей партии. Так вот, в нашей Думе, несмотря на большой количественный перевес представителей «Единой России», сложились вполне цивилизованные и конструктивные отношения между фракциями. Мы не стали навязывать свой диктат, при распределении «портфелей» в комитетах поделились властью и с КПРФ, и с ЛДПР, и с «Родиной». На заседании нашей фракции никто не стал возражать против этого. Руководствовались здравым смыслом и уважением к выбору избирателей. Это предотвратило трения, серьезных конфликтов удается избегать. Каждая фракция при обсуждении любого вопроса имеет возможность изложить свою позицию. Если в ней есть рациональное зерно, к ней прислушиваются, вносят в заключительные документы. Законопроекты детально прорабатываются на заседаниях комитетов и рабочих групп, Совета Думы. Споры, конечно, бывают, но, в конце концов, удается находить компромиссные варианты. Моя задача, как председателя, находить консенсус, следить за тем, чтобы фракционные дискуссии не мешали законотворчеству, не тормозили принятия решений. Поэтому практически все важные законы и постановления принимаются у нас или единогласно, или большинством голосов.
Российская газета | Владимир Иванович, на последнем заседании Думы в первом чтении был рассмотрен проект областного закона «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления», очень важный в плане реализации федерального закона №131. Насколько область готова работать по новому закону о местном самоуправлении? Какие «подводные камни» нас могут ждать?
Ключников | С 1 января будущего года с вступлением в силу федерального закона № 131 в нашей стране начинается принципиально новый этап реформирования системы местного самоуправления. Субъектами бюджетного процесса становятся все муниципальные образования, то есть у каждого поселения – а у нас в области, напомню, их более пятисот – будет свой бюджет. Теперь не только с городом Воронежем, но и с конкретным населенным пунктом область должна будет выстроить отношения. Первая и главная проблема на пути реформы местного самоуправления – финансовая. Ведь чтобы органы власти на местах могли исполнять свои полномочия, делегированные им федеральным законом, нужны средства. Разработанный областной администрацией и областной Думой законопроект как раз и определит порядок установления нормативов отчислений от федеральных, региональных налогов и сборов в местные бюджеты. Также определится порядок образования областного фонда финансовой поддержки поселений, распределения дотаций и ряд других важнейших параметров. Если ранее методика расчета дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности законодательно не утверждалась, то теперь это будет приниматься в форме областного закона. При регулировании межбюджетных процессов предлагается поддержка муниципальных образований через областные фонды, путем безвозмездных и безвозвратных перечислений и бюджетных кредитов. Расчет дотаций поселениям из областного фонда финансовой поддержки предлагается производить, исходя из подушевого принципа, в соответствии с требованиями федерального законодательства. Это обеспечит простоту и прозрачность распределения дотаций, существенно сократит различия в бюджетной обеспеченности поселений. В дополнение к средствам областного бюджета будут формироваться районные фонды поддержки поселений. То есть поддержка поселений будет идти из двух уровней бюджета – областного и районного. Все это позволит добиться более точного выравнивания бюджетной обеспеченности. В целом же поселения получат в будущем году 1,5 миллиарда рублей дополнительных средств для своего жизнеобеспечения.
РГ | Читателей интересует, не приведет ли введение 131-го закона к приостановке, а то и к отмене каких-то социальных программ?
Ключников | Деньги будут равномерно расходоваться в течение двенадцати месяцев, что не должно ни раскручивать инфляцию, ни срывать другие намеченные программы. Сегодня тревожит другое – недостаточная готовность кадрового и технического обеспечения процесса на уровне поселений. Чтобы сбоя не произошло, уже сейчас принимаются упреждающие меры: централизованно проводится закупка техники и оснащения, организовано обучение кадров. Только после принятия областной Думой закона о межбюджетных отношениях можно будет браться за закон об областном бюджете на 2006 год.
РГ | Тем не менее об основных приоритетах нового бюджета, наверное, можно сказать уже сейчас.
Ключников | 2006 год объявлен в нашей области годом культуры. Депутаты намерены найти дополнительные финансовые ресурсы на поддержку и развитие культурных учреждений области, а также на молодежную политику. В целом же расходы на социальную сферу составят не меньше 24 процентов всего бюджета. Остальные статьи останутся примерно на уровне текущего года, конечно, с поправками на инфляцию. То есть бюджет будет социально ориентированным.
РГ | Еще вопрос от читателей: когда будут погашены долги по детским пособиям?
Ключников | До конца текущего года – об этом твердо заявила областная администрация. По моим данным, предстоит выплатить около 120 миллионов рублей. Такие деньги найдены и уже распределяются по районам. В будущем году рассчитываем приступить к погашению долгов, накопившихся по закону о ветеранах.
РГ | Вопрос от работника Новоусманского специнтерната: почему медики подобных учреждений не пользуются льготами, положенными по областному закону «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и (или) коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности»?
Ключников | Действительно, из закона выпали две категории граждан: медработники специальных медицинских учреждений и библиотекари. Будет справедливо, если областная Дума это дело поправит. Готовится проект поправок к названному закону
РГ | Вопрос читательницы из Воронежа. Вере Калининой, как члену семьи политических репрессированных, выплачивается 250 рублей ежемесячного пособия. Она спрашивает: нельзя ли ее категорию выплат перевести на федеральный уровень или увеличить сумму из местного бюджета?
Ключников | К сожалению, вынужден ее огорчить. Федеральный закон №122, о котором мы только что говорили, разделил всех льготников на две категории – федерального и регионального уровня. Справедливо или нет – это уже другой вопрос. Но тем, кто получает льготы из областного бюджета, пока не придется рассчитывать на их увеличение. Если подсчитать льготников всех категорий, то в области их 750 тысяч. И все недовольны размером пособий. Но если их повышать, не останется средств на заработную плату работникам бюджетной сферы. У нас и так 60 процентов бюджетных средств идет на зарплату. Я бы, откровенно говоря, поставил вопрос иначе. Необходимо наращивать производство, создавать условия для того, чтобы работающие получали высокую зарплату, а вышедшие на заслуженный отдых – хорошую пенсию. Достаточный уровень доходов само собою отменит проблему льгот, действительно, жалких по своим размерам. Надо делать ставку на молодых, здоровых, инициативных, желающих и умеющих зарабатывать, тогда сможем и немощным обеспечить достойную жизнь.
РГ | Насколько законодательная база Воронежской области способствует этому? Что, на ваш взгляд, в первую очередь нуждается в обновлении, в доработке?
Ключников | Первоочередным в этом плане я бы назвал закон «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности». Он был принят около трех лет назад, но уже явно не соответствует изменившимся реалиям. Нашей области предстоит многое сделать, чтобы повысить инвестиционную привлекательность, получить серьезные капиталовложения, создать перспективные высокотехнологичные производства.
Надо делать ставку на молодых, инициативных, желающих и умеющих зарабатывать, тогда сможем и немощным обеспечить достойную жизнь
Геннадий Литвинцев
Воронеж Российская газета
Другие публикации в тему: |
|
КП в Воронеже • №155 от 20 октября 2007 г. • Камиль Тукаев снялся в нескольких фильмах / Кроме того, известный воронежский актер написал сценарий для собственной кинокартины • Подробнее...
Российская газета • №208 от 20 сентября 2007 г. • Взятки хорошего настроения • Подробнее...
Коммуна • №56 от 17 апреля 2007 г. • Дмитрий Саутин: «Китайцы учатся и уходят вперед» / Гость «Коммуны» • Подробнее...
Российская газета • №43 от 3 марта 2007 г. • Своя в доску / Евгения Мещерякова стала первым гроссмейстером среди женщин-шахматистов Воронежа • Подробнее...
Российская газета • №3 от 13 января 2007 г. • Флаг в руки / В год своего 60-летия воронежская спортивная школа стала лучшей в стране • Подробнее...
15:36 • 29 января 2004 • Интервью главы администрации Воронежской области Владимира Кулакова информационному агентству «Воронеж-Медиа» • Подробнее...
|