Воронежская область • газета "Эфир 365" • №46 от 16.11.2005 На пути к цивилизованному рынку...Насколько быстро центральный рынок сможет преодолеть последствия «арендной смуты»? От ответа на данный вопрос зависит благополучие не только сотен тысяч отдельных покупателей, но и всего Воронежа. О перспективах крупнейшего рынка Воронежа мы беседуем с человеком, который был не просто очевидцем, но и участником многих вышеупомянутых событий. Это Николай Николаевич Никонов, в апреле 2005 года ставший директором МУП «Центральный рынок».
Несомненно, читатели еще не успели забыть о нешуточных финансово-политических баталиях, развернувшихся вокруг Центрального рынка Воронежа. Началось все с того, что московская фирма «Астарта», зарегистрированная в Воронеже в ноябре 2003 года, заявила о готовности реконструировать все городские рынки, существенно увеличив при этом поступления от них в муниципальный бюджет. Администрация Воронежа решила предоставить экспериментаторам своего рода «полигон»: в октябре 2004 года имущественный комплекс крупнейшего в городе Центрального рынка был на 5 лет передан в аренду ООО «Астарта» (при этом МУП «Центральный рынок» продолжало функционировать).
Почти сразу у властей Воронежа возникли серьезные претензии к работе фирмы. А через некоторое время и сам договор аренды был опротестован областной прокуратурой; кроме того, его законность была оспорена городской Думой (поскольку рынок был передан в аренду без проведения конкурса). Воронежский арбитражный суд удовлетворил требование депутатов и признал незаконным распоряжение главы города Воронежа о передаче в аренду «Астарте» имущественного комплекса Центрального рынка. Борис Скрынников согласился с доводами депутатов и соответствующим судебным решением.
В середине лета в ситуацию вмешался главный областной санитарный врач Михаил Чубирко. Он обязал власти Воронежа с 1 августа закрыть Центральный рынок на реконструкцию — из-за многочисленных недостатков в его эксплуатации (связанных, в том числе, и с недавним пожаром в здании). Правда, потом было решено отсрочить эту меру на три месяца, для устранения всех проблем «в рабочем
порядке»...
«Астарта», видимо, предчувствуя свою скорую потерю «доходного места», с 1 августа неожиданно повысила сбор за торговые места в мясных рядах — с 200 до 600 рублей. Торговцы немедленно начали акции протеста. Они потребовали от администрации Воронежа вернуть здание рынка в собственность одноименного МУПа. Эту идею поддержал Борис Скрынников, а городской комитет по управлению имуществом принял соответствующее постановление. Впрочем, процесс выдворения арендаторов шел не только «сверху», но и «снизу». Утром 30 августа рыночные предприниматели буквально приступом взяли кабинеты руководителей «Астарты». Тем ничего не оставалось, как ретироваться с «поля битвы».
Последняя точка в этом деле была поставлена 30 сентября в Брянске на заседании арбитражного суда Центрального Федерального округа. Суд окончательно признал необоснованными все попытки ООО «Астарта» возобновить договор аренды.
* * *
- Накануне вступления в нынешнюю должность вы представляли себе всю степень сложности тех проблем, с которыми вы столкнетесь?
— Конечно, всех деталей предвидеть было невозможно. Известно мне было только то, что ситуация на рынке очень сложная, а фирма-арендатор грубо нарушает условия договора. Например, целевой взнос по закону положено заплатить в течение двух недель с момента заключения договора, а «Астарте» на это понадобилось четыре месяца.
Кроме того, представители этой компании незаконно собирали деньги с лиц, торгующих на территории, которая «Астарте» в аренду не передавалась. Кстати, как только в мае мы отобрали у фирмы этот источник сборов, она сразу оказалась не в состоянии платить арендную плату...
— Признайтесь: чисто по-человечески, наверное, вам не хотелось взваливать на плечи такой тяжкий крест?
— Для меня в тот момент решающим было слово «НАДО».
— А как семья отнеслась к вашему назначению?
— Обычно домашние доверяют тем решениям, которые я принимаю. Но в тот момент настороженность у них все же была...
— Пришлось ли вам, возглавив МУП, столкнуться с попытками давления? Угрозы, анонимные звонки с «предостережениями», «дружеские советы»...
— Да, без этого не обошлось. Но есть одна мудрая поговорка: воин умирает один раз, а трус — тысячу раз. Что судьбой предначертано, того не миновать...
...С первых дней работы передо мной стояла конкретная задача: отстоять городскую собственность, чтобы она не ушла за бесценок в частные руки. И в этом деле меня серьезно поддержал коллектив МУПа. Предприятие в тот момент было на грани банкротства — задолженность составляла более 6 миллионов. Но все мы прекрасно понимали, что Центральный рынок, как говорится, по определению не может быть убыточным. Или же для этого кому-то надо очень сильно постараться. К счастью, общими усилиями мы таких «старателей» уже выгнали!
Напомню, что здание рынка было передано нам на баланс в конце августа. К тому времени «Астарта» уже успела собрать с торговцев платежи за сентябрь. Поэтому мы начали перечислять в горбюджет только средства, собранные за октябрь. Тем не менее, финансовые достижения уже налицо. Угрозу банкротства ликвидировали, долги погасили... Кроме того, мы приняли участие в торгах по выкупу долгов МУП «Водоканал» — это тоже поможет облегчить финансовое положение города. Словом, постепенно работа налаживается. Теперь важно не терять взаимопонимания как внутри коллектива, так и с различными муниципальными органами. И, конечно, самое важное сейчас для нас — соблюдение финансовой дисциплины. Мы уже сделали важный шаг на этом пути, перейдя к экономически обоснованному размеру зарплат и премий.
— Какие проблемы придется решать в первую очередь?
— Прежде всего нам надо ликвидировать последствия пожара в здании рынка. Точнее, поджога. По моему мнению, это не было самовозгоранием. Рынок ведь — денежное место, поэтому любой арендатор стремится закрепиться тут надолго, любыми способами.
Вспомним: после пожара «Астарта» вознамерилась проводить в здании реконструкцию. Дальнейшая схема проста: вложить деньги в «неотделимые улучшения», подать в суд, отсудить в свою пользу объект и автоматически — находящуюся под ним землю...
— Давайте вернемся от субъективных причин к объективным последствиям того происшествия...
— В результате пожара пострадали плиты перекрытия. Сейчас мы провели строительную экспертизу, определили ущерб, составили смету, приступили к восстановительным работам... В целом здание уже подготовлено к зиме, теперь задача состоит в том, чтобы оборудовать его в полном соответствии с требованиями СЭС, другими правилами торговли. Это нам вполне по силам и по средствам.
— Сменился ли персональный состав работников МУПа?
— Управленческие кадры сохранились более чем на 95 процентов. Контроллеры, кассиры — тоже в большинстве своем остались. Конечно, с частью сотрудников пришлось проститься. Речь идет о тех, кто бездумно выполнял любые, даже противоправные приказы бывших арендаторов: например, вел незаконный сбор денег с продавцов в пользу «Астарты».
— А сокращение штата проводилось?
— Да, нам пришлось сократить численность коллектива. Если в прошлом году в штате насчитывалось 323 человека, то сейчас — около 200. Кроме того, с частью работников заключены трудовые договоры. Окончательно же вопрос о численности штата будет решаться на уровне городской администрации.
Но, конечно же, «утряска» штатного расписания, определение новых должностных функций для сотрудников — это частные меры. Необходима полная реорганизация предприятия.
— Как вы ее себе представляете?
— Объясню на конкретном примере. У нас в МУПе существует торговый отдел, который заключает договоры о предоставлении торговых мест. Между тем на всех других муниципальных рынках торговые отделы занимаются вопросами, связанными с организацией торговли, а заключение договоров — компетенция юридических отделов. Нам надо перестроить работу в том же русле.
Можно назвать и немало других «нестыковок», которые будут устраняться в рамках намеченной программы преобразований. Она базируется на предложениях специалистов, на моей личной руководящей практике, на успешных примерах соседних регионов. В частности, в Курске мы изучали опыт работы муниципальной структуры, объединяющей три рынка и комбинат школьного питания. Тем самым с города сняты большие проблемы, связанные с извечной убыточностью школьного питания. Заниженная цена обедов в школах компенсируется отсутствием посреднических «накруток» на стоимость продуктов. В итоге ученики тратят на питание в столовых и буфетах всего 8-12 рублей.
Разве плох подобный опыт для Воронежа? Вспомните, сколько проблем возникло накануне и в начале нынешнего учебного года из-за того, что наши предприниматели отказывались участвовать в «невыгодных» тендерах на организацию питания школьников. А внедрили бы мы у себя «курскую систему» — и одной головной болью у муниципальной власти стало бы меньше...
— Вы уже обращались с этим предложением к городским властям?
— Нет, мы пока находимся на стадии предварительного внутреннего обсуждения. Сначала все наши подобные соображения направлялись юристам в Москву; кроме того, они обсуждались на специальных совещаниях, посвященных судьбе муниципальных предприятий после вступления в силу федерального закона о местном самоуправлении. Сейчас мы их окончательно дорабатываем и корректируем. Не хотелось бы проявить излишнюю торопливость в этом деле, особенно накануне вступления в действие закона №131.
— В таком случае, что можно сделать для улучшения организации торговли уже сейчас?
— О, тут работы — непочатый край, начиная с подвального помещения и завершая крышей. Надо повсеместно менять рабочее оборудование. Надо упорядочить зону парковки автомобилей, увеличить количество парковочных мест.
Надо, наконец, всерьез заняться проблемой вещевого «палаточного городка»... Я согласен с тем, что эта «торговая стихия» наш город совсем не красит. Но не будем забывать, что за каждой палаткой стоит конкретный человек, а то и целая семья. И нередко для них палаточная торговля — единственный источник существования. Время от времени звучат предложения о переносе нашего вещевого рынка. Но осуществить это можно лишь при наличии четкого, заранее продуманного плана, обязательно включающего решение вопросов трудоустройства «сокращаемых» палаточных торговцев. А иначе нам грозит социальный взрыв со стороны людей, вырванных из привычной среды.
— А что, если пойти по курскому пути и «упаковать» вещевой рынок в стеклянно-металлическую оболочку с отсеками-павильонами?
— В Курске вещевой рынок был раза в три меньше нашего, но располагался на вдвое более просторной территории. Так что там было довольно легко построить крытый корпус и при этом не испортить архитектурный облик города.
У нас ситуация иная во всех отношениях. И прежде всего — в материальном. Подобное строительство требует масштабного и стабильного финансирования.
— Сколько же, по вашим прогнозам, потребуется времени на то, чтобы достичь стабильности — в том числе и финансовой — на вверенном вам предприятии? Когда Центральный рынок перейдет от выживания к развитию?
— При нынешних условиях добиться этого будет очень трудно. Воронеж страдает от безденежья, потому что налоги, собираемые на его территории, большей частью уходят в бюджеты других уровней. И не мы одни от этого страдаем. Возьмем ситуацию с состоянием городских дорог. Как можно кардинально решить эту проблему, если транспортный налог от огромного автопарка Воронежа весь, до копейки, уходит мимо горбюджета — на строительство дорог в сельских районах области!
Конечно, МУП «Центральный рынок» находится в более выгодном положении. Это прибыльный объект. Но мы понимаем: рынок не должен быть источником благополучия только собственного коллектива (как это было в прежние годы, когда оклады у руководства рынка доходили до 200 тысяч рублей). Раз наш огромный торговый комплекс находится в собственности города, то он должен работать в интересах всех горожан.
— В финале разговора давайте усилим оптимистическую нотку. Каким вы видите «рынок вашей мечты»?
— Мой идеал рынка лишен «заоблачных» признаков. Просто надо, чтобы он был чистым, светлым и просторным. То есть максимально удобным для выполнения своей извечной задачи. А задача эта состоит в том, чтобы обеспечивать широкие слои населения дешевыми натуральными продуктами повседневного спроса.
В последнее время на окраинах Воронежа активно возводятся торговые комплексы и супермаркеты. Но привычка воронежцев, в том числе вполне состоятельных, отправляться за покупками именно к нам — все равно неистребима. Никакие «катаклизмы» минувшего года не снизили этот людской поток. Где еще могут похвастаться таким наплывом посетителей?
Центральный рынок всегда будет нужен городу и горожанам. И значит, его ждет достойное, стабильное, цивилизованное будущее.
Подготовил Вадим ЧУГУНОВ.
«Эфир 365» № 46-2005 от 14 ноября Эфир 365
Другие публикации в тему: |
|
Молодой коммунар • №86 от 9 августа 2012 г. • Центральный рынок скоро не узнаем? / В ближайшее время начнется масштабная реконструкция главного рынка столицы Черноземья • Подробнее...
Молодой коммунар • №40 от 14 апреля 2012 г. • Киоскерам предложили торговаться / Недовольные предприниматели вышли на пикет • Подробнее...
Молодой коммунар • №29 от 23 марта 2011 г. • Снеслись... / Ликвидация павильонов в центре Воронежа не обходится без скандалов • Подробнее...
Российская газета • №37 от 23 февраля 2011 г. • Расставить точки / Новые схемы по размещению киосков вызывают тревогу воронежских предпринимателей • Подробнее...
Молодой коммунар • №10 от 2 февраля 2011 г. • Приступить к ликвидации • Подробнее...
08:54 • 24 июня 2013 • Воронежстат опубликовал информацию об итогах обследования розничных рынков • Подробнее...
08:44 • 30 мая 2013 • Утверждены изменения в Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов в Воронеже • Подробнее...
06:18 • 22 мая 2013 • Олег Сумин рассказал о строительстве нового здания Центрального рынка • Подробнее...
09:18 • 7 мая 2013 • Первая очередь рынка «Придача» готова к открытию • Подробнее...
10:11 • 12 апреля 2013 • Предприниматели Центрального рынка озвучили администрации Воронежа свои проблемы • Подробнее...
|