Воронежская область • газета "Коммуна" • №182 от 27.11.2005 Основные направления бюджетной и налоговой политики Воронежской области в 2006 годуПослание губернатора Владимира Кулакова депутатам областной Думы Уважаемые депутаты!
Уважаемые коллеги!
При формировании основных положений бюджетной и налоговой политики на 2006 год и среднесрочную перспективу администрация области исходила из общегосударственных задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в Послании Федеральному собранию Российской Федерации. Это, прежде всего, последовательное наращивание социальной ориентации бюджета, реформирование межбюджетных отношений в связи с введением с 1 января 2006 года Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления …», реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном и агропромышленном комплексах.
При этом мы учитывали собственные цели и задачи, сформулированные в Программе экономического и социального развития, особенности современной структуры и состояния экономики, социальной сферы области.
Формирование и исполнение бюджета, как известно, определяет совокупность внешних и внутренних факторов. Но главное – уровень развития региональной экономики, социальной сферы, степень использования наших материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.
Сегодня можно утвердительно сказать, что в текущем году по всем основным показателям, характеризующим социально-экономическое положение области, обеспечен рост. Индекс промышленного производства с начала года составил 110 процентов, а по предприятиям обрабатывающих производств – 119 процентов. При этом, что очень важно, указанный рост обеспечен и позитивной динамикой развития предприятий, традиционной для экономики нашей области, машиностроительной отрасли.
При всех известных сложностях текущего года рост производства продукции сельского хозяйства составил 103,8 процента. Причем это качественный рост: урожайность зерновых превысила уровень прошлого года почти на 8 процентов, семян подсолнечника – более чем на 23, сахарной свеклы – почти на 27 процентов.
Этому, безусловно, способствует и реализуемая администрацией система мер по поддержке сельхозтоваропроизводителей в части приобретения техники, залогового обеспечения кредитных ресурсов в период весенне-полевых и уборочных работ.
Что касается инвестиций в основной капитал, то при некотором замедлении темпов нам удалось сохранить положительную динамику и обеспечить с начала года прирост вложений (2,8 процента). Очень важно, что наращиваются объемы ввода жилья, – 113,8 процента к уровню прошлого года.
Эти параметры (показатели) развития экономики позволили обеспечить рост средней заработной платы на 125 процентов, а реальных денежных доходов населения – на 108,8 процента к соответствующему периоду прошлого года.
В конечном итоге оценка показателей экономического и социального развития, которыми мы располагаем сегодня, позволяет с достаточной степенью уверенности прогнозировать по итогам года прирост валового регионального продукта в размере 6,1 процента и формирование доходной части бюджета области в объеме 23,2 млрд.рублей, что на 18,1 процента превышает уровень 2004 года. В результате нам удалось обеспечить финансирование основных бюджетных обязательств, в том числе выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, социальных пособий в заданном и устойчивом режиме. Более того, принято и выполняется решение о завершении погашения прошлой задолженности бюджета по детским пособиям.
Теперь более конкретно о бюджетной политике в 2006 году. Определяя ее основные направления, мы исходим не только из прогнозируемых темпов роста экономики, но и необходимости, в пределах компетенции и возможностей, способствовать созданию условий по наращиванию качества роста. Здесь остается целый ряд нерешенных задач и проблем.
Нам необходимо обеспечить более динамичный рост производств, которые способны поднять конкурентоспособность всей экономики региона. Точки роста, направления здесь определены. Речь идет, в частности, о наших мерах по созданию условий для реализации намеченных перспектив на ВАСО. Здесь сформирован солидный портфель заказов.
Есть хорошие перспективы у воронежских предприятий машиностроительной отрасли, которые входят в акционерное общество Концерн «Созвездие». Набирают обороты воронежские заводы имени Дзержинского и вагоноремонтный имени Тельмана, которые являются участниками общероссийской программы развития отечественного локомотиво- и вагоностроения, определенны базовыми предприятиями отрасли. Устойчивые позиции на внутреннем и внешнем рынках заняли акционерные общества «Рудгормаш», «Воронежстальмост», «Борисоглебский приборостроительный завод», «Лискимонтажконструкция», «Видеофон», «Тяжмехпресс», «Автоген» и ряд других предприятий, которые составляют основу традиционной для области отрасли – машиностроения.
У нас сложились вполне конкретные механизмы взаимодействия с предприятиями на принципах частно-государственного партнерства. Они отражаются в соглашениях о сотрудничестве. Считаю, что надо придать новый импульс этому процессу: нам нужна полная предсказуемость поведения собственников предприятий, расположенных на территории области, в вопросах перспектив развития, внедрения новых технологий, освоения производства конкурентоспособной продукции, сохранения и развития собственной базы подготовки кадров, социальной поддержки работников. Именно эти вопросы должны конкретно отражаться в соглашениях с собственниками предприятий, практику которых мы намерены продолжить.
Ключевое направление качественного роста – инвестиционная деятельность. По уровню инвестиционной привлекательности область сегодня входит в первые три десятка среди субъектов Российской Федерации. В 2001-2004 годах в области достигнут заметный рост вложений в основной капитал – 1,8 раза. Но позитивная динамика связана с реализацией ограниченного круга крупных инвестиционных проектов (АО «Амтел Черноземья», «Воронежсинтезкаучук», «Русский солод», «Раско», «Центр-Телеком», ОАО «Минудобрения», «Лискимонтажконструкция»).
Для кардинального изменения ситуации с обновлением основных фондов, повышением технического уровня предприятий необходимы кратно большие вложения. Мы должны признать, что регулирующее воздействие власти на инвестиционное развитие в нынешней экономической ситуации, в условиях обострения конкуренции регионов за привлечение инвестиционных ресурсов, требует иного, более высокого уровня. В этой связи соответствующие изменения в действующие нормативные документы, в том числе в Закон «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности», предусматривающие ускорение и упрощение процедур поддержки приоритетных инвестиционных проектов подготовлены и будут внесены на ваше рассмотрение. Аналогичные нормативные правовые акты необходимо принять и на муниципальном уровне. При этом считаем необходимым сосредоточить наши возможности на поддержке проектов инновационного характера, включая создание инновационно-технологических центров, технопарков.
Уже в текущем году начал работать технопарк «Калининский» на базе бывшего акционерного общества «Воронежпресс». В состав учредителей вошли более 10 электротехнических и металлообрабатывающих малых и средних предприятий. В настоящее время здесь создаются центры коллективного пользования, бизнес-инкубатор, консалтинговая служба. При участии администрации области, Зеленоградского инновационного центра, воронежских вузов, на производственных площадях НИИ ПМ создан технопарк, в котором планируется разместить более 50 инновационных предприятий радиоэлектронной отрасли.
Здесь, наряду с собственными возможностями, очень важно использовать и формируемые сегодня Правительством страны механизмы поддержки инвестиционной деятельности в форме особых экономических зон (производственных, технико-внедренческих), инвестиционного фонда Российской Федерации. В этой связи нам необходимо в кратчайшие сроки подготовить в Правительство аргументированные предложения по созданию особой экономической зоны, а также по проекту модернизации транспортной инфраструктуры области с участием ЮВЖД, авиакомпании «Полет» на условиях частно-государственного партнерства.
Что касается развития малого бизнеса, то и в этой сфере необходимы структурные преобразования. В следующем году мы продолжим становление единой системы государственной поддержки малого предпринимательства, развития ее инфраструктуры. Сегодня в этой сфере действуют 15 тысяч предприятий, более 41 тысяч индивидуальных предпринимателей, занята четверть экономически активного населения. Масштабы значительны, но доминируют торговля и услуги, вклад в валовой региональный продукт (15,1 процента) пока не соответствует численности занятых в малом бизнесе. Считаем целесообразным, сосредоточить ресурсы областного бюджета и привлеченные средства на поддержке субъектов малого предпринимательства, реализующих конкурентоспособные инновационные проекты. Думаю, что в процессе исполнения бюджета мы должны мобилизовать дополнительные источники для усиления работы в этом направлении.
Особо хочу сказать о сельскохозяйственном секторе экономики. Впервые за последние пятнадцать лет на государственном уровне агропромышленный комплекс определен в качестве приоритетного национального проекта. Причем, акцент сделан на развитии животноводства, производстве мяса и молока – наиболее ценных видов продовольствия. Несмотря на то, что в целом ситуация здесь постепенно стабилизируется, говорить о кардинальных позитивных сдвигах в этой сфере преждевременно. И если в растениеводстве у нас есть позитивные изменения, то в животноводстве не приостановлен спад поголовья скота, некоторое повышение продуктивности не компенсирует потери объема производства в отрасли.
Учитывая наличие в нашей области всех необходимых условий для развития животноводства, мы должны реальными действиями доказать, что сельское хозяйство и пищевая промышленность области могут быть конкурентоспособными, занять доминирующие позиции на продовольственном рынке страны.
Для этого в первоочередном порядке нам необходимо решить следующие конкретные задачи:
Во-первых, переориентировать меры поддержки на создание условий для развития животноводства, оказать всемерное содействие развитию специализированных животноводческих комплексов, реализации инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производства и техническое перевооружение отрасли.
На первом этапе на 2006 год определены меры по восстановлению и развитию специализированных животноводческих комплексов в Бутурлиновском, Ольховатском, Россошанском, Семилукском, Хохольском, Таловском районах. В последующем география развития животноводства будет расширена.
Во-вторых, оказать организационно-правовую и финансовую поддержку органам местного самоуправления в развитии сельскохозяйственной кредитной и потребительской кооперации, что позволит обеспечить доступ крестьянских фермерских и личных подсобных хозяйств граждан к материально-техническим и кредитным ресурсам, существенно повысить товарность их производства.
В-третьих, обеспечить эффективное сочетание областных программ АПК, направленных на поддержку производства, с программами социального и инженерного обустройства сельской местности. Проблемы села необходимо решать комплексно. Только так мы сможем обеспечить реальный рост уровня и качества жизни сельского населения.
Для решения поставленных задач считаю важным в следующем году принять областной Закон «О развитии АПК Воронежской области», устанавливающий правовые основы агропродовольственной политики на долгосрочную перспективу, в том числе гарантированный уровень средств на государственную поддержку сельского хозяйства.
Уважаемые депутаты!
Далее хочу изложить некоторые задачи, которые нам надо решить в совершенствовании разработки и организации выполнения областных экономических и социальных целевых программ. Сегодня в области действуют 41 областная программа и среднесрочная программа экономического и социального развития на 2002-2006 годы.
В рамках их реализации нам удалось в относительно короткие сроки на основе сочетания источников финансирования существенно продвинуться в уровне газификации сельской местности, в строительстве и реконструкции учреждений образования, здравоохранения, культуры, оснащении их современным оборудованием и техникой.
Однако в данной системе обозначалась тенденция, ведущая к распылению бюджетных средств по узковедомственным, отраслевым, частным проектам, которые претендуют на роль областных программ.
Поэтому, исходя из приоритетов развития, администрацией сформирован перечень из 33 программ, предлагаемых к финансированию из областного бюджета в следующем году. В дальнейшем их количество предлагается сократить до 23-25.
Одновременно мы должны продуктивнее работать с Федеральным центром по участию в федеральных целевых программах. В 2005 году объем ассигнований из федерального бюджета по целевым программам составит почти 1,7 миллиарда рублей, что на 30 процентов выше уровня предыдущего года. В 2006 году через участие области в федеральных целевых программах планируется продолжить решение социальных проблем на селе, включая газификацию, строительство начатых объектов народного образования и здравоохранения, строительство и реконструкцию автомобильных дорог. В рамках возможностей мы увеличиваем размер собственных средств, направляемых на указанные цели, что отражено в представленном на ваше рассмотрение проекте областного бюджета на следующий год.
Здесь же обозначу еще одну задачу – необходимость разработки в следующем году стратегии и программы экономического и социального развития области на долгосрочную перспективу, которые предстоит защитить в Правительстве. Необходимость такой программы связывается не только с требованиями (установками) федеральной региональной политики, но и с учетом того, что сроки действующей программы завершаются.
Что касается формирования доходной части бюджета области, то вынужден начать с проблемы собираемости налогов в бюджеты всех уровней. Пока эффективность налогового администрирования остается крайне низкой. Несмотря на некоторые положительные изменения, связанные со снижением налогового бремени, мерами администрации области и муниципальных образований, масштабы сокрытия реально выплачиваемой зарплаты, манипулирования ценами по сделкам между взаимозависимыми лицами, использования различных приемов в целях ухода от налогов – велики.
С такой ситуацией мириться нельзя. Считаю, что вопрос своевременного и полного выполнения налогоплательщиками обязательств перед бюджетом должен стать первоочередным. Решение проблемы мы видим в дальнейшем улучшении координации деятельности и информационного взаимодействия налоговых органов, органов внутренних дел, администраций городов и районов. В эту работу должны максимально включиться органы местного самоуправления, так как ряд налогов находятся теперь в сфере прямых интересов муниципальных образований. В целях повышения реальной заинтересованности органов местного самоуправления в формировании доходной части бюджетов в проект Закона «Об областном бюджете» заложена норма, согласно которой, сверхплановые поступления средств по ряду источников будут передаваться в виде дополнительной финансовой помощи местным бюджетам.
Рост доходной части бюджета зависит от эффективного управления областной и муниципальной собственностью. Несмотря на сокращение, областной и муниципальный сектор экономики остается излишне громоздким и неэффективно управляемым. В области действуют 49 государственных и около 360 муниципальных унитарных предприятий, более 300 государственных учреждений. Деятельность ряда из них не связана с выполнением функций и полномочий субъекта и муниципальных образований, сориентирована на финансирование из бюджета. В этой связи нам предстоит в текущем и следующем году провести организационные меры по реорганизации, ликвидации и приватизации таких подразделений (структур), повышению эффективности их деятельности.
Уважаемые депутаты!
Реализация мер по развитию реального сектора экономики, активизации инвестиционной деятельности, собираемости налогов – не самоцель! Они направлены на увеличение доходной части бюджета и, в конечном счете, должны обеспечить рост бюджетных расходов социальной направленности, создание условий для реализации приоритетных национальных проектов, связанных с развитием человеческого потенциала, и, прежде всего, в сфере образования, здравоохранения, обеспечения населения доступным жильем.
Расходы консолидированного бюджета, направляемые в следующем году на образование, здравоохранение, социальную политику, культуру и спорт увеличиваются в 1,3 раза, доля в общих расходах – до 66 процентов (2005 г. – 61%). Мы и в последующем должны наращивать расходы на указанные цели, включая решение задачи, поставленной Президентом: обеспечить в течение трех лет повышение доходов работников бюджетной сферы не менее чем в полтора раза, приблизив среднюю заработную плату в организациях бюджетной сферы к средней по области.
Что касается создания жителям области доступных условий для приобретения и строительства жилья, то наши действия направлены, прежде всего, на реализацию принятых на государственном уровне нормативных актов по развитию ипотечного кредитования, кредитования участия граждан в долевом и индивидуальном жилищном строительстве.
Одно из приоритетных направлений деятельности администрации на следующий год и длительный период – реформа жилищно-коммунального хозяйства. Характеристики нынешней системы функционирования ЖКХ области общеизвестны – более чем 70-процентный износ основных средств, низкое качество услуг, постоянный рост тарифов и частые аварии. Здесь по- прежнему используются механизмы перекрестного субсидирования, сохраняются теневые отношения, образуются неплатежи, что, в конечном итоге, тормозит развитие бизнеса, сказывается на качестве жизни людей.
Наши действия, действия муниципальных образований в этом направлении определены: прежде всего содействовать развитию конкуренции в отрасли, развитию самоуправления граждан в жилищной сфере. Цель одна – качество услуг, обоснованные тарифы, снижение нагрузки на бюджет и население.
Ключевое направление нашей работы в организации исполнения бюджета – последовательный переход к методам бюджетного планирования, ориентированного на результат, введение стандартов качества предоставляемых услуг, совершенствование системы управления бюджетным процессом.
Первый шаг в этом направлении сделан, разработан и представлен на ваше рассмотрение перспективный финансовый план области на период до 2008 года. В следующем году нам необходимо внедрить в практику механизм распределения и использования бюджетных ресурсов по конкретным направлениям расходов в соответствии с поставленными перед бюджетополучателями целями. Одновременно должна стать нормой форма контроля в виде ежегодного доклада каждого бюджетополучателя о результатах использования финансовых ресурсов, их эффективности. Тем самым будет обеспечена не только реалистичность бюджетного планирования, прозрачность использования бюджетных средств, но и установлена ответственность распорядителей бюджетных средств за конечный результат.
И в заключение, уважаемые депутаты, о политике межбюджетных отношений. Без всякого преувеличения – и, думаю, вы поддерживаете мою точку зрения, – сфера межбюджетных отношений была и есть наиболее сложной позицией бюджетного процесса.
Что касается межбюджетных отношений органов государственной власти области и Российской Федерации, то они определены федеральными нормативными актами, в соответствии с которыми поступления из федерального бюджета в 2006 году составят не менее шести миллиардов рублей.
На региональном уровне мы приняли решение о введении закона о местном самоуправлении в полном объеме с 1 января 2006 года. Такая позиция не политический авантюризм и не декларация. Она основывается на взвешенной оценке возможностей и условий для ее реализации именно в таком режиме. Мы начинаем не «с чистого листа», а на основе определенных наработок. Подготовительная работа, в том числе нормотворческая, при вашем непосредственном участии, для формирования бюджетов всех муниципальных образований области практически завершена, принят определяющий Закон «О межбюджетных отношениях…».
В силу сложившегося размещения предприятий, производств неравномерность доходного потенциала на территории области значительна. Основной экономический потенциал по-прежнему концентрируется в ограниченном кругу районов и городов. В целях обеспечения, в пределах возможностей, сбалансированности бюджетов муниципальных образований, создания условий для исполнения закрепленных полномочий в проекте областного бюджета на 2006 год предусмотрены средства в виде соответствующих фондов для передачи муниципальным образованиям.
Понятно, что техническое выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований не только не создает стимулы к развитию слабых районов, а наоборот дестимулирует их. В этой связи в рамках практических мер по реализации реформы местного самоуправления нам необходимо создать четкую систему мониторинга хода реформы, процессов, происходящих в том или ином районе, поселении, создать реальные стимулы для подготовки и реализации программ развития муниципальных образований, инвестиционных проектов, включая их поддержку на условиях софинансирования из областного бюджета.
Исходя из опыта становления самоуправления, мы должны в дальнейшем уточнить правила игры в части расширения доходных источников, закрепленных за местными бюджетами.
Уважаемые депутаты! Формирование и гарантированное исполнение планируемых на следующий год показателей областного и местных бюджетов требует напряженной работы всех без исключения областных и муниципальных структур власти и управления.
Следующий год для нас не будет легким. Нам предстоит решать многие вопросы социально-экономического развития в новой обстановке. Тем не менее преемственность в системе управления должна быть сохранена, изменения должны приниматься взвешенно, отшлифовываться на практике и оперативно корректироваться с учетом реальной жизни. Реализация бюджетного послания Президента России и наши собственные установки по обеспечению сбалансированности региональных бюджетных ресурсов требуют четких и скоординированных действий как исполнительной, так и законодательной власти.
Позвольте выразить уверенность, что именно так мы и будем работать!
Спасибо за внимание! Коммуна
Другие публикации в тему: |
|
Молодой коммунар • №126 от 19 ноября 2008 г. • Бюджетное послание губернатора Воронежской области В.Г.Кулакова • Подробнее...
Молодой коммунар • №34 от 1 апреля 2008 г. • Корректировка на местности / Доходы и расходы областного бюджета увеличены на 1,2 млрд. рублей • Подробнее...
Молодой коммунар • №109 от 29 сентября 2007 г. • Скользящего бюджета три года ждут • Подробнее...
Молодой коммунар • №45 от 26 апреля 2007 г. • Надежда Сафонова: «Бюджетные обязательства будут выполнены в полном объеме» • Подробнее...
Коммуна • №9 от 20 января 2007 г. • А управы бесправны • Подробнее...
11:14 • 28 июня 2013 • Состоялось последнее заседание весенней сессии Воронежской облДумы • Подробнее...
08:10 • 30 мая 2013 • Депутаты одобрили масштабную корректировку областного бюджета • Подробнее...
07:51 • 30 мая 2013 • Определена дата публичных слушаний по отчету об исполнении бюджета Воронежа • Подробнее...
15:48 • 29 мая 2013 • Расходы бюджета Воронежской области увеличатся на 2,68 млрд. рублей • Подробнее...
08:10 • 27 мая 2013 • Доклад об исполнении областного бюджета заслушан на заседании правительства • Подробнее...
|