Воронежская область • газета "Российская газета" • №107 от 23.05.2006 Индекс творчества / Известный ученый и политтехнолог дебютировал книгой литературных произведенийПьесы, проза, публицистика, стихотворения – таков жанровый спектр книги Марка Берколайко «Бруткевич и вечер». «Того самого» Берколайко – известного ученого, профессора Воронежского государственного университета, финансиста, политтехнолога, публициста, наконец. А еще – незаурядного драматурга и прозаика. Человека, который, по собственному признанию, «произвел на свет несколько красивых теорем, интересных стратегий и некоторое количество текстов». Именно об этом – о текстах, истории их появления, публикации и «самостоятельной жизни» – и беседует с автором корреспондент «РГ». Российская газета | Марк Зиновьевич, хотелось бы начать это интервью с вопроса о «побудительных мотивах», вызвавших появление вашей книги. Почему она увидела свет именно сейчас, а не, скажем, три года или пять лет назад или даже раньше – ведь в основу ее легли произведения, написанные в период времени, который мы именуем «перестроечным»… В чем причина столь долгого «созревания» этого сборника?
Марк Берколайко | Я бы назвал две причины. Первая довольно проста: мне захотелось сделать себе этакий «нематериальный» подарок к шестидесятилетию. Незадолго до этой даты я поднял архивы, перечитал свои давние произведения и пришел к выводу, что актуальности они не потеряли, быть может, иногда, даже к сожалению, не потеряли. Вторая причина – более глубокая, в чем-то связанная с моей преподавательской деятельностью. Дело в том, что, занимаясь преподавательской работой, я часто задумываюсь – преодолима ли поколенческая пропасть между людьми моего возраста и нынешними студентами и аспирантами. Речь идет не о научных штудиях – с ними-то как раз все в порядке. А вот насколько интересны, значимы и важны для них, моих учеников и их ровесников те «проклятые вопросы», которые в свое время мучили меня – да и продолжают тревожить по сей день? Ведь «в сплошной лихорадке буден» всегда недостает времени, чтобы спокойно и размеренно поговорить, что называется, о жизни… А потребность в таком разговоре, в таком диалоге, обмене суждениями для мыслящего человека существует всегда. Но… время идет, уходят люди, с которыми меня связывали годы и годы дружбы. Круг делового общения с годами только расширяется, а вот общения человеческого, доверительного – увы, сужается… Поэтому я и решил для себя: если найдется хотя бы две сотни читателей (а тираж книги, к слову, 1200 экземпляров), которых не оставили равнодушными плоды моих творческих мук – задачу можно считать выполненной. Я жду от читателя не просто оценок на уровне «понравилось – не понравилось», а диалога, может быть, полемического, быть может, нелицеприятного – но диалога.
РГ | Научная деятельность, литературное творчество, бизнес-технологии, политический консалтинг – все это в той или иной степени входит в сферу ваших интересов. А выстраиваете ли вы для себя в этом смысле «систему приоритетов» – что важнее, что интереснее… И какое место в этой ценностной системе занимает литература?
Берколайко | Ну, скажем, у науки и литературы очень много общего: и то и другое – творчество, правда, находящее свое воплощение в разных формах. А вот политика в этом контексте – да и вне всяких контекстов – совершенно неинтересна: это всего лишь арена столкновений достаточно примитивных человеческих страстей и комплексов. Помните гениальную строчку Окуджавы: «…дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть»… До творчества ли тут? Из почти двадцати кампаний, которые я вел или в которых активно работал, насчитаю едва ли пять-шесть, где были творческие находки, неподдельный азарт и искренность. Остальные – ремесло. Так или иначе, побудительные, собственно творческие мотивы литературной или научной деятельности куда более благородны.
РГ | Известно, что некоторые ваши пьесы воплощались в спектакли в различных театрах страны. Расскажите о сценической судьбе ваших произведений.
Берколайко | Не ждите от меня подробного рассказа. Дело в том, что мои драматические произведения можно определить как «пьесы для чтения». По большому счету, они не сценичны. Во всяком случае, многие достаточно интересные режиссеры лестно отзывались о моих пьесах, но при этом сокрушались: непонятно, как это поставить… Театр – все-таки зрелище, а у меня, если вы обратили внимание, внешнее действие сведено к минимуму – важна мысль, диалог, коллизия. Впрочем, это не помешало нескольким театрам страны поставить одну из моих пьес, вошедших в сборник – «Падение индекса Доу-Джонса». Но в основном ставились не лучшие мои пьесы – их вы в книге не найдете.
РГ | При этом пьеса «Призы», написанная вами в соавторстве с Владимиром Лещинским, в свое время получила приз на Всесоюзном конкурсе радиопьес…
Берколайко | … и радиоспектакль по ней транслировался по Всесоюзному радио аккурат накануне распада Союза. В радиопостановке были задействованы наши выдающиеся артисты – Эммануил Виторган, Всеволод Ларионов, но… Постановка мне не понравилась. Она была, на мой взгляд, слишком уж «красивой»… Такие, знаете ли, красивые голоса, красиво произносящие красивый текст. А мы-то задумывали пьесу-предупреждение, пьесу-крик, если хотите. Пьесу, еще раз отсылающую к известной формуле, что революцию задумывают мечтатели, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются мерзавцы. Во время перестроечной эйфории об этой формуле – точней, о последней ее части – предпочитали не вспоминать. А нам хотелось напомнить именно об этом.
Если же вернуться к ответу на вопрос… Мне кажется, что играть мои пьесы – задача почти невыполнимая. Я прекрасно понимаю режиссеров, которые не взялись за их сценическое воплощение. Более того, меня даже в каком-то смысле пугает подобная перспектива…
РГ | В кратком авторском предисловии к сборнику вы говорите: «…произвел на свет… некоторое количество текстов, про которые с уверенностью могу сказать: это – литература». Такое в хорошем смысле «творчески наглое» заявление, в праве на которое убеждаешься при дальнейшем чтении. А какие критерии, на ваш взгляд, отличают подлинную литературу от подделки, имитации?
Берколайко | Лев Толстой утверждал, что подлинная литература отвечает на три вопроса – зачем, что и как. Мне кажется, утверждение почти бесспорное. Я пишу не ради денег и не для славы, пишу тогда, когда не могу не писать. Пишу не на модные или «клубничные» темы, пишу неплохим языком. Вроде бы, соответствую.
РГ | А сегодня, Марк Зиновьевич, вы находите время для занятий литературным творчеством?
Берколайко | Несмотря ни на что, нахожу. Недавно вот закончил большой рассказ – или маленькую повесть. Хочется написать роман, замысел которого уже вполне сформировался. Дело «за малым» – надо отложить в сторону все дела – и писать. Но пока не получается…
Беседовал
Лев Викторов
Марк Берколайко: Жду диалога со своим читателем. Российская газета
Другие публикации в тему: |
|
Коммуна • №135 от 13 сентября 2012 г. • Александр Ковалёв как отражение народных ожиданий • Подробнее...
Коммуна • №113 от 7 августа 2009 г. • Имя в литературе. Добрейший Добряков / Своё сердце он отдал детям, чтобы они вырастали добрыми и умными • Подробнее...
Молодой коммунар • №79 от 28 июля 2009 г. • Четыре жизни Татьяны Григорьевны • Подробнее...
Воронежская неделя • №13 от 1 апреля 2009 г. • Об Аркадии Давидовиче – брэнде и человеке • Подробнее...
Коммуна • №76 от 29 мая 2008 г. • Музыка звучит. Михаил Носырев, его жизнь и творчество • Подробнее...
14:12 • 28 января 2008 • Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий награжден орденом • Подробнее...
22:12 • 29 ноября 2007 • Виктора Атласова поздравили 70-летием в Воронежской городской Думе • Подробнее...
12:51 • 30 августа 2007 • Воронежский мэр награждён орденом «За службу России» • Подробнее...
12:58 • 7 марта 2007 • Победителем конкурса Общественной палаты Воронежской области «Лицо женщины года» в номинации «Воспитание детей» названа заведующая детсадом № 100 • Подробнее...
11:21 • 23 ноября 2006 • Борис Скрынников поздравил с 90-летним юбилеем Героя Советского Союза • Подробнее...
|