Воронежская область • газета "Российская газета" • №287 от 22.12.2006 «Полет» на воздушном старте / Воронежская авиакомпания стала инициатором уникального космического проектаВ наших представлениях утвердилось, что космические аппараты выводятся на орбиту ракетами с земли, со специально оборудованных площадок-космодромов. Однако рассказывают, что на столе у Сергея Павловича Королева стояла модель вовсе не ракеты, а аэрокосмического самолета. До реализации идеи его разработки и использования у великого конструктора не дошли руки. Проект «летающего космодрома» осуществляется в наши дни. Его инициатором и активным участником в России стала воронежская авиакомпания «Полет». Рассказать о уникальном проекте, сулящем нашей стране новый прорыв в технологиях освоения космоса, мы попросили генерального директора компании Анатолия Карпова. Российская газета | Анатолий Степанович, чем вызвано появление проекта создания авиационно-ракетного комплекса, названного «Воздушный старт»? В чем его преимущества по сравнению с запусками ракет более традиционным способом – с космодромов?
Анатолий Карпов | Основным доводом в пользу «Воздушного старта» является возросший во всем мире спрос на запуск спутников среднего и малого класса на средние и низкие орбиты. Этот сегмент рынка стал в последние годы наиболее перспективным. Идея «летающего космодрома» сама по себе не такая уж новая, она активно прорабатывалась еще в восьмидесятые годы. Определенные наработки были у американцев. Англичане также имели свой проект «Хотол». Да и в первой Национальной космической программе независимой Украины тоже присутствовал этот принцип. У нашей страны есть то преимущество, что в годы противостояния с Западом для военных целей были созданы тяжелые транспортные самолеты Ан-124-100 «Руслан». Эти гиганты способны доставить в своем грузовом отсеке уже заправленную топливом двухступенчатую ракету-носитель с пристыкованной полезной нагрузкой в любую требуемую точку над сушей или океаном на расстояние до 4,5 тысячи километров, поднять ее на высоту десять-одиннадцать километров и затем десантировать ее за борт. Когда с помощью парашюта ракета примет вертикальное положение, производится запуск первой ступени и ракета выходит на необходимую траекторию. Это позволяет вывести в космос из экваториальных районов Земли на опорную полярную орбиту, высотой 200 километров, спутники массой до трех тонн, на геостационарную орбиту – до одной тонны.
РГ | Технические преимущества авиационно-ракетного комплекса очевидны. Но чем привлекательна такая технология запусков с точки зрения экономики?
Карпов | Высокая рентабельность проекта «Воздушный старт» складывается из многих составляющих. Как известно, энергетические затраты намного меньше при запуске ракет с территорий, расположенных вблизи экватора земли. Именно на этом основан американский проект «Морской старт», дающий возможность буксировки плавучей стартовой платформы в экваториальные широты. Наш проект по сравнению с американским имеет все те преимущества, которые отличают самолет от морского сухогруза. Плюс энергетический выигрыш за счет того, что ракета стартует неземной или водной поверхности, а с десятикилометровой высоты. Наконец, практически полностью исключаются затраты на сооружение традиционных стартовых комплексов – все оборудование, необходимое для осуществления запуска, находится на борту самолета-носителя. Выбор самолета Ан-124-100 «Руслан» был предопределен не только его высокой грузоподъемностью, но и тем, что для превращения его в стартовый комплекс потребовались минимальные доработки. Более того, установка в его грузовом отсеке ракеты-носителя и стартовых систем осуществляется на штатных швартовочных узлах, что в случае больших перерывов между запусками позволяет использовать самолет по прямому назначению. Благодаря этим преимуществам расчетная стоимость выведения одного килограмма полезного груза составит около 10 тысяч долларов – против 30 тысяч долларов у аналогичного американского пускового комплекса Pegasus-XL и 40 тысяч долларов у космического корабля многоразового использования. Стоит отметить и экологическую безопасность и чистоту проекта – ракеты-носители комплекса используют в качестве топлива смесь жидкого кислорода с сжиженным природным газом.
По предварительным оценкам, потенциальные заказы на использование комплекса «Воздушный старт» составят 10–14 пусков ракет-носителей в год, примерно половина из них – на зарубежном рынке. Создание комплекса обойдется в 150–170 миллионов долларов в год, затраты на один пуск составляют около 23 миллионов долларов. Расчеты показывают, что проект способен окупиться за шесть лет, а чистая прибыль за пятнадцать лет составит около 500 миллионов долларов США. Коммерческая эксплуатация первого в мире авиационно-ракетного комплекса планируется начать уже в следующем году. Этому будет способствовать и заключенное на днях в Москве российско-индонезийское межправительственное соглашение о сотрудничестве в космосе. Аэродром на одном из островов индонезийского архипелага будет использоваться нашими самолетами.
РГ | В чем заключается роль возглавляемой вами авиакомпании в разработке и реализации проекта «Воздушный старт»?
Карпов | Технические разработки начались в 1998 году по инициативе нашей компании, а на следующий год для управления проектом была создана авиакосмическая корпорация «Воздушный старт», в которой нам принадлежит 80 процентов уставного капитала. Наряду с корпорацией в проекте участвуют такие ведущие фирмы и предприятия, как РКК «Энергия», СНТК им. Н. Д. Кузнецова, ЦСКБ «Прогресс», АНТК им. О.К. Антонова, ЦАГИ, воронежское КБХА и другие. Главным образом наша компания участвует в проекте своими «Русланами».
РГ | Известно, что компания «Полет» стала одним из лидеров на мировом рынке транспортировки негабаритных и сверхтяжелых грузов. Не может ли помешать участие в «Воздушном старте» выполнению ваших многочисленных контрактов, в том числе и зарубежных, на грузовые перевозки?
Карпов | Уверен, что не помешает. За все время существования компания не допустила ни одного случая невыполнения контрактных обязательств. Даже в таких сложных случаях, как в октябре этого года, когда «Полет» смог в сжатые сроки решить все технические и организационные вопросы по доставке крупногабаритного энергетического оборудования из Санкт-Петербурга на Братскую ГЭС. Осуществление проекта «Воздушный старт» еще раз покажет нашим партнерам во всем мире возможности российской науки и техники, повысит не только престиж компании, но и всей нашей страны.
Геннадий Литвинцев
Воронеж Российская газета
Другие публикации в тему: |
|
Коммуна • №49 от 5 апреля 2011 г. • Аэропорт находит хозяина • Подробнее...
Российская газета • №19 от 2 февраля 2011 г. • Ниже цели / Воронежский авиазавод скорректировал планы • Подробнее...
Российская газета • №53 от 17 марта 2010 г. • Крылья — с родины / Российскими самолетами заинтересовались в Азии и Латинской Америке • Подробнее...
Молодой коммунар • №80 от 30 июля 2009 г. • «Ласточка» вылетела в свет • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №116 от 1 июля 2009 г. • Украинские крылья застряли на таможне // В «Ильюшин Финанс Ко» заявляют о срыве программы по выпуску Ан-148 • Подробнее...
15:21 • 11 июля 2013 • Авиакомпания «РусЛайн» приступает к выполнению субсидированного рейса «Воронеж – Минеральные Воды» • Подробнее...
09:31 • 13 июня 2013 • Международный аэропорт «Воронеж» увеличил производственные показатели • Подробнее...
10:21 • 7 июня 2013 • В Воронеже будет создан авиастроительный технопарк • Подробнее...
06:31 • 3 июня 2013 • Игорь Левитин провел совещание в аэропорту «Воронеж» • Подробнее...
10:51 • 7 мая 2013 • Аэропорт «Воронеж» увеличивает производственные показатели • Подробнее...
|