Воронежская область • газета "Новая газета в Воронеже" • №85 от 08.12.2007 Не брызги шампанского / Журналист «Новой» поработала на выборах не сторонним наблюдателемВ день выборов мне по-журналистки не везло. Шагала от одного избирательного участка к следующему и все напрасно. Ничего из ряда вон увидеть не удалось. Ни автобусов, массово подвозящих членов ложи «зеленого змия» на участки. Ни подозрительных, смахивающих на «перекупщиков» избирательского голоса, граждан. Ни съемок телефонной камерой того, куда полетела галка. Представляете, даже единственный в городе участок для лиц без регистрации, то есть - определенного места жительства (кстати, впервые создан на эти выборы!), не порадовал организованным подкупом. 
А если что где и было, то вы сами могли это видеть. В целом, все в общем русле мелких традиционных нарушений: не сброшюрованные списки избирателей, милиционеры, облокотившиеся на урну, несоблюдение правил при подсчете голосов. И на этом фоне такая безоговорочная победа «Единой России»! Ночь после выбора показала: «нарушения» переместились на другой уровень – технологии стали технологичнее, более массовыми и продуктивными - в смысле результата. И, главное, реализуются теперь только с санкции властей.
До полуночи
Расскажу, как проходила процедура подсчета голосов –обычно это остается тайной для проголосовавших. Я попала на «закрытие» на участок в одной из обычных участковых избирательных комиссий (УИК) в одной из общеобразовательных школ Советского района в качестве и наблюдателя от СМИ.
К 20.00 на участке оставался только один избиратель – некто Альберт, очевидно, человек психически нездоровый. При галстуке и пластмассовом значке с гербом воронежской области, приколотом к нему, - таких называют «городскими сумасшедшими». «Могу голосовать на том участке, на котором хочу», - кричал он на членов УИК, метался от одного стола к другому, потрясывая перед их лицами открепительным талоном. Никогда раньше не видела политически активных сумасшедших. Интесно, за кого голосовал он?.. Пришел миллиоционер и силой вывел Альберта из помещения. Участок закрылся для избирателей.
Комиссия выпотрошила переносные «урны» – в них были «голоса» «надомников». Наблюдатели затихли, когда председатель срезала платиковую «пробу» с основной урны для голосования. На составленные вместе школьные парты полетели бюллетени. Члены комиссии, в основном молодые и не очень молодые преподаватели, потащили листы из общей кучи:
- Единая! Единая!.. Единая...
 Справедливая!
 Единая! - объявляли они, как биржевые маклеры на торгах. И бюллетень летел в нужную стопку.
Наблюдатели от партий ходили вокруг да около, но разобрать в этой многоголосице и мельтешении бюллетеней, куда был послан тот или другой, казалось не реально. Иногда комиссия начинала спорить – как засчитать бюллетени с художественным или литературным творчеством граждан. Хотя, вообще-то, это вопрос компетентности комиссии: любой знак и пометка – даже самая нецензурная, считается за голос, если попадает в клетку бланка.
Бюллетень - как народная резолюция. По ним партии могли бы корректировать свои программы. Один такой с надписью «Все воры, сделайте детскую площадку у дома № 63» не был «проглосован», требование прочли только несколько членов комиссий.
Когда бюллетени раскидали в десять стопок (без голосов осталась «Демократическая партия») и посчитали, вроде как нарисовалась ошибка. Из которой можно сделать неоднозначные выводы - выданных бюллетеней оказалось больше, чем проголосовавших избирателей.
Спустя час проверок и пересчетов кто-то из членов комиссии вспомнил, что одной избирательнице был выдан второй бюллетень. Из-за него-то единственного, получалось, и вышла нестыковка. После обнаружения ошибки комиссия «сводила бухгалтерию» еще целый час – «единственный» бюллетень никак не давался.
Впрочем, путаница была объяснима качеством составления списков избирателей паспортными столами.
 Людей целыми подъездами «забыли» включить в списки, - объяснил наблюдатель от «справороссов» с соседнего участка, зашедший справиться о делах коллег. - С нашего участка больше ста человек выехало или умерло.
Живые, в результате, шли в огромные дополнительные списки.
К 23 часам терпение покинуло всех пристутствующих. Миллиционер, охранявший участок, слонялся по школьному корридору. «Партийные» наблюдатели, которые и так буквоедами не были, начали ныть (К слову, разные партии оплачивали работу избирателей от 600 до 1000 рублей). Члены комисси были на взводе (Их зарплата была несравнимо меньше – около 300 рублей – для председателя).
К тому времени председатель приняла решение упаковать подсчитанные бюллетени, несмотря на то, что данные по-прежнему не сходились. Перевязала их бичевкой и подписала количество бланков в стопках, погрузив в обыкновенную картонную коробку.
Данные о степени доверия населения, которых ждали в избиркоме и горячо желали в предвыборных штабах, были готовы к выносу. Но прошло еще полчаса, прежде чем комиссия во всем разобралась. Удалось ей это только после «контрольного» звонка в избирком – по «горячей линии» можно было «сверить» цифры, убедиться в их точности.
Без двадцати двенадцать все цифры были занесены в протоколы. Наблюдатели отзванивались в штабы. Мужская часть комиссия вовзращала парты в классы, складывали металлические кабинки для голосования, прятали шторки.
До следующих выборов.
После полнуночи
«Выборная» ночь походила на новогоднюю. По сердечности и помпе, с которой телеведущие сообщали о результатах и поздравляли победителя. И надеждой на лучшее в наступающем новом году - с новым парламентом, в котором засияли их лица.
Заполночь данные о количестве голосов и поздравления пошли валом. В областном штабе реготделения КПРФ секретарь обкома Андрей Рогатнев отслеживал результаты коммунистов по альтернативной системе ГАС-выборы, установленной на сайте партии. «Машина» не принимала сведения территориальных избиркомов. «Они в разы отличаются от тех, что дают нам наблюдатели непосредственно с участков», - резюмировал Рогатнев. Впрочем, другого коммунисты и не ждали. О самой огромной нестыковке Андрей Рогатнев сообщил «Новой» позже, в среду: «Наша система показала расхождение с официальными данными, что наводит на мысль о нарушениях в ходе подсчета голосов. Протоколы участковых комиссий заметно разнятся с данными на выходе из территориальных. Например, в Рамони нами зафиксирована разница в две тысячи голосов».
Коммунистическое «подполье» на ночь выборов было оборудовано в помещении, некогда принадлежавшем молодежной детской организации «Искра». Пара шкафов с полным собранием сочинений Владимира Ильича в старом издании, фотопортреты и бюсты вождей советского народа, компьютеры. Несколько бутылок шампанского на столе остались в ту ночь не откупоренными. КПРФ рассчитывали на большую поддержку в области.
Около 2 часов Андрею Рогатневу удалось настроить ТВ. Новый парламент шагал по стране! Завершено голосование в самой восточной точке в стране, на полуострове Камчатка, победу там одержала «Единая Россия»... Закрылись избирательные участки во Владивостоке... Жители Урала поддержали партию «Единая Россия» и Владимира Путина... И так каждый два часа, со сменой часовых поясов, все телеканалы разом рапортовали о результатах из разных точек страны. Тон ночи на телеканале «Россия» задавал глашатый от культурного сообщества Никита Михалков. Его «державная» речь сводилась к «правильный выбор сделали, господа». ...Мы, находившееся в штабе коммунистов, сделавшие, очевидно, неправильный выбор. Основываясь на данных альтернативной системы подсчета, коммунисты подали акты о нарушениях в областной избирком...
Под утро «едросы» замкнули центр России в плотное кольцо и поглотили его окончательно. С перерождением!
Евгения ДУБРОВИНА
Под текст
Ассоциация по защите прав избирателей «Голос» озвучивала предварительные итоги мониторинга голосования, полученные с 450 участков в городе и районах области (Калач, Анна, Борисоглебск, Нововоронеж и др.).
На нескольких участках, расположенных в школах Борисоглебска, председателям УИК пришлось после замечаний наблюдателей на глазах избирателей снимать портрет президента Владимира Путина. Портрет висел в красном уголке вместе с государственной символикой. Изображение кандидата от одной из партий является агитацией и недопустимо в пределах 50 метров от участка.
Координатор «Голоса» в Воронеже Наталья Звягина отметила также возросший интерес к голосованию на дому: «В Рамони, например, на участке №32/11 дома проголосовали 150 человек при 753 избирателях, а на участке №32/24 – 38 при 195. Были выявлены случаи, когда выносное голосование происходило не по желанию неходящих граждан, а по наводке собесов. При этом отмечены случаи, когда на выезд не брали представителей отдельных партий или прямо в квартирах граждан вели агитацию в поддержку партии власти». Новая газета в Воронеже
Другие публикации в тему: |
|
Новая газета в Воронеже • №14 от 1 марта 2008 г. • Играй в Рамонь!/ В Воронежской области появилась своя политическая Мекка • Подробнее...
Молодой коммунар • №139 от 12 декабря 2007 г. • От Воронежской области в Госдуму прошли 8 депутатов • Подробнее...
Новая газета в Воронеже • №85 от 8 декабря 2007 г. • "Не врать!" И не бояться! / На выборах в Воронеже опять победил теневой и черно-голубой пиар. Всем спасибо • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №226 от 8 декабря 2007 г. • Коммунисты собирают приписки «Единой России» • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №223 от 5 декабря 2007 г. • Пиарова победа // «Единая Россия» взяла Черноземье, но споткнулась в его столице • Подробнее...
08:49 • 19 декабря 2007 • Воронежскую область в Государственной Думе ФСРФ нового созыва представят 8 человек • Подробнее...
16:00 • 3 декабря 2007 • Прошла итоговая пресс-конференция председателя Избирательной комиссии Воронежской области • Подробнее...
09:31 • 3 декабря 2007 • В Воронежcкой области закончен подсчет голосов избирателей • Подробнее...
22:00 • 2 декабря 2007 • Выборы депутатов ГД ФС РФ на территории Воронежской области завешены • Подробнее...
20:03 • 2 декабря 2007 • По данным на 18 часов 30 минут в Воронежской области проголосовало 1 145 752 избирателя • Подробнее...
|