Воронежская область • газета "Воронежский курьер" • №129 от 19.11.2013 В Воронеже на лекции о современном искусстве растолковали разницу между перформансом и инсталляциейВ Центре современного искусства устроили перформанс с участием 40 тел. Тела пришли, сели на стулья, час слушали лекцию Ильи Долгова, а потом разошлись. «Перформанс, - сказал Илья, - это метод работы художника с телом, когда он и из самого себя создает произведение». Да простят меня посвященные, но только перформансом могу назвать начало образовательной программы в Центре современного искусства. С теорией вообще все непросто. Одни толкуют перформанс как действия художника или группы в определенном месте и в определенное время. Другие полагают, что это действие, выражающее какую-либо идею. Третьи - что это публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и неискусства, не требующее особых знаний и не претендующее на долговечность. Как ни крути, но получается, что 17 ноября с 11.00 до 12.00 на проспекте Революции, 29, был настоящий перформанс - с моим телом в первом ряду, напротив тела лектора, а вокруг - тела чужие.
Кстати, в современном искусстве еще важна инсталляция, то есть создание, как сказал Долгов, «нового пространства и нового времени». Наверное, первую лекцию «Что такое современное искусство?» можно было бы назвать и инсталляцией. Вот же оно, «новое пространство», - чудесное помещение в центре города, отданное Центру в пользование без арендной платы, и вот оно «новое время» - час, когда сиди тихонько и хоть спи, пиши, читай или вникай в то, что сто раз слышала. Но современное искусство как иностранный язык: пока учишь - вроде бы знаешь, а забросишь - снова с азов начинай.
Илья Долгов, лауреат премии «Инновация», напомнил, что современное искусство - «не заговор ЦРУ, а дух нового времени».
- Изменение социального статуса искусства сделало его более независимым в экономическом статусе, - сказал Илья и хмыкнул (чуть позже я поняла, почему: в Центре нет своих стульев, и нам предложили скинуться по пять рублей). - Метод современного искусства - продуктивное сомнение, постоянное вопрошание. Вот 30 тыс. лет назад искусство было памятью о боли, в античности - частью политики, в Средневековье - откровением для неграмотных, в эпоху Возрождения - подражанием видимому. А современное искусство - это вопросы ко всему: политике, экономике, повседневности, духовной или социальной жизни. Что это? Таково ли, как выглядит? Есть ли альтернатива? Современное искусство не дает ответов - оно задает вопросы.
Современное искусство вбирает в себя все, что хочет, и идет туда, куда считает нужным. «Вечно всякий мусор тащат в галереи», - ухмыльнулся Долгов. А зритель потом стоит, как баран у новых ворот, и не знает, что блеять. И это тоже особенность актуального искусства: к нему трудно
подобрать «метод считывания». Думать надо.
Центр современного искусства обещает, повторив азы, продолжить далее - раз в неделю - рассказывать про кубизм, исторический авангард, рэдимейд, дадаизм, сюрреализм, ситуационизм, высокий модернизм и американский абстрактный экспрессионизм, поп-арт, концептуализм, минимализм, лэнд-арт, акционизм, перформанс, флюксус… стойте, переведу дух... про идентичность в постиндустриальном мире, нью-медиа, про искусство 1990-х, нулевых, про советское неофициальное искусство, московскую школу концептуализма…ой, воздуха глотну…про современное искусство в реформирующейся России, арт-систему и арт-рынок, про авангард и китч, произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости, а так же эстетическую теорию Франкфуртской школы, «Стадию зеркала», «Искусство после философии», про постколониализм, общество потребления, феминизм, новую французскую философию.
Обещаны и мастерские - для тех, кто хочет «жить и работать в современном искусстве», быть художником, теоретиком, куратором. Для этого здесь открывают обучение у воронежских современных художников. Я после лекции подлетела к Долгову, чтобы записать в мастерские 12-летнего сына.
- Будем набирать совершеннолетних учеников, - сказал Илья и хитро прищурился, - а то еще научим какой-нибудь гадости. Но, может быть, тех, кому нет 18 лет, возьмет Сергей Горшков. Он плохому точно не научит.
Текст: Елена Рузанова Воронежский курьер
|