Воронежская область • газета "Коммуна" • № от 28.02.2004 Какой Воронеж потомкам оставим? Продолжение разговора.13 января в «Коммуне» были опубликованы материалы «круглого стола» по проблемам архитектуры и строительства Воронежа. В острой полемике приняли участие архитекторы, ученые, санитарные врачи, работники управления охраны памятников истории и культуры, журналисты. Главный вывод собравшихся печален: деньги богатых людей и безответственность руководителей мэрии, разрешающих незаконное строительство, уничтожают красоту и своеобразие старого Воронежа, превращают его в типичный модерновый город. Публикация вызвала много откликов. Публикуем часть из них.
Город теряет лицо
«Воронеж – город исторический. Нельзя потерять его неповторимую ауру, знаменитую панораму бровки и правобережья реки Воронеж. Это, без преувеличения, каноническая картина. Она опознается по своим вертикальным доминантам, где главная – здание управления Юго-Восточной железной дороги, подкрепляемое куполами храмов. На зеленом склоне должна быть только малоэтажная разреженная застройка из кирпича и дерева, сбегающая к глади водохранилища. Здесь нельзя строить многоэтажные здания, учитывая не только оползневую опасность, но и то, что нарушается историческая целостность панорамы.
Увы, я увидел здесь примеры, абсолютно противоречащие тому, что следовало бы ожидать при грамотном градостроительстве. Категорически не могу согласиться с тем, что появляющиеся многоэтажные здания украшают бровку. Наоборот, они вносят абсолютный диссонанс с градостроительными соотношениями, становятся экраном, вернее, забором из серых зданий с зелеными крышами. Им перекрывается вид на собор с его золотыми куполами. Я не понимаю, как такое могло произойти. Это, мягко говоря, крупный градостроительный ляп.
Александр Кудрявцев, президент Российской академии архитектуры и строительных наук.
Сколько строит уродство?
Несколько лет назад в Воронеже начался бум строительства АЗС. Начался и остановиться не может, потому что хозяева автозаправок почувствовали вкусный запах дармовых денег. Помните, десять лет назад реклама была по телевидению: «Мы сидим, рыбку ловим, а денежки капают». Это – про заправки сказано. Ничего делать не надо, а деньги от бензиновой реки сами в карман льются. О каких интересах города при такой ситуации речь вести? Любой хозяин АЗС родную мать убьет, не говоря уж о взятках, чтобы получить кусок земли в городе.
Три года мы, жители окрестных домов, бились, чтобы не допустить строительства заправки по ул. Героев сибиряков у дома №35. Собрали 1200 подписей. Наша инициативная группа обращалась в управление архитектуры, в городскую администрацию, комитет по охране окружающей среды, санэпиднадзор, департамент городского хозяйства, управление ГО и ЧС, пожарную службу и множество других организаций. Все бесполезно: ООО «Рената», в нарушение всех строительных норм и правил, оказалось сильнее.
Потом мы узнали, что каждая подпись чиновника стоит от 3 до 4 тысяч долларов. А цена всей разрешительной документации на автозаправку – 30 тысяч долларов взяток. Бесполезными оказались визиты в кабинеты прокуроров, судей и депутатов. Все связано круговой порукой. Так что теперь, когда нам говорят о борьбе государства с коррупцией, мы только горько усмехаемся. Посчитайте, сколько заправок в городе и помножьте эту цифру на 30 тысяч долларов – это и будет цена обезображенного нефтяными уродами родного города.
Иван Шипилов, экономист.
Не надо порочить архитекторов
Облик Воронежа развивался скачками. Пики развития попали на начало 50-х (Управление Ю.-В.ж.д., ул.Мира, вокзал), 60-х (площади Ленина, Никитина, ВГУ, НПО «Электроника»), 70-х годов (водохранилище, цирк, Дворец пионеров, площадь Победы, крытый рынок, аэропорт). Затем последовали застой и откат назад. Теперь вновь при развале промышленности – архитектурный бум, который должен спасти Воронеж от перехода в разряд типового областного города России. Красивый облик города мы еще не утратили, а в последние несколько лет даже улучшили.
У нас талантливые архитекторы. Жаль, что СМИ чаще всего пытаются их опорочить, поддерживая тех, кто защищает хибары и гаражи, а также разваливающиеся «архитектурные памятники» в центре города. Не удивительно ли, в Петербурге и Москве сносят 12-20-этажные гостиницы, чтобы построить более современные. Это себя оправдывает, потому что интересы города важнее частных амбиций и какой-то исторической рухляди. Специалисты-градостроители, гости города считают, что у нас архитектура на столичном уровне. К сожалению, местные чиновники этого не замечают. Пока мы дебатируем, строить или нет в Воронеже высотные здания, в Москве уже приступили к массовому строительству 60-этажных зданий. Не считаю, что их архитекторы и градоначальники делают это во вред городу. Они компенсируют то, что на Западе стало пользоваться спросом уже около сотни лет.
Прочитал публикацию «круглого стола» «Коммуны» и весьма возмутился. Я не считаю патриотами города ее участников, кроме архитекторов С.Гилева и Н.Гуненкова. Не заботятся о городе и губернатор, и президент. Это видно по размерам вливаний на нужды города. Они забеспокоились, что строительный бум выведет Воронеж в число красивейших городов России. Каждое новое здание в центре лучше всех окружающих его. Тротуарные плитки, витрины купленных первых этажей, торговые павильоны, реконструированные и построенные храмы, многоэтажные здания-красавцы стали украшением города.
А участники «круглого стола» почему-то не замечают этой красоты. Видно выполняют «заказ» губернатора. Корреспондент «Сельской жизни», санитарный врач, доцент юрфака, инспектор охраны историко-культурного наследия и начальник архстройнадзора, корреспондент «Коммуны», ведущий это собрание, - это не патриоты города. Это люди, выполняющие «заказ» власти. Они хотели бы превратить Воронеж в село, где между домами и улицами существуют пустыри. Хотя в центре крупных городов главные улицы идут сплошной линией. Здесь не место частным хибарам, жители которых вечно жалуются, что высотные дома загораживают свет и не оставляют места для сараев. Это деревенская психология и ее не должно быть в городской жизни. Пора стереть с лица города всю малоэтажную застройку и перестать бахвалиться 300-ми памятниками старины, из которых разве что 30, не считая церквей, имеют архитектурную ценность.
Нынче часто можно услышать, что какой-то интерес для Воронежа представляют дома купцов Самохваловых, Кислянского, губернатора. А кто они такие? Я 45 лет интересуюсь градостроительством и историей Воронежа, но не знаю, что хорошего они сделали для города. Они были просто «денежными мешками» прошлого. Тогда почему нынче такое негативное отношение к современным денежным мешкам? Через 40 лет их личные строения тоже станут архитектурными памятниками. Так что пусть строят, как хотят, лишь бы красиво было.
Архитекторы зря оправдываются по месторасположению Благовещенского собора. Именно здесь его место. А место А.В.Кольцова – в Кольцовском сквере. Со стороны Москвы должен быть памятник не плохому патриоту Воронежа, а хороший проспект. Сейчас же от красной пирамиды до центра города почти нет зданий, радующих глаз. Такое же положение и от Дома книги до «Работницы». Здесь кроме Управления Ю.-В.ж.д. и Благовещенского собора и взглянуть не на что. Архитекторам Воронежа надо обучать воронежцев и особенно чиновников правильному пониманию архитектурных шедевров и силуэтов города. Тогда непатриоты города не тащили бы нас в XIX век, а наши люди не рвались бы в Америку, чтобы увидеть современную архитектуру.
Виктор Чибисов, инженер-конструктор ФГУП «Турбонасос».
Воронеж, который мы потеряли
Почему-то все зациклились на одном. Нужен нам генплан города или нет? Думаю, что нет, так как генплан, принятый в 1970 г., до сих пор выполнен только наполовину. Архитекторы сосредоточили внимание на застройке Северного и Юго-Западного микрорайонов, а план предусматривал реконструкцию Воронежа.
За 25 лет должна была исчезнуть застройка с 2-этажными домами, реконструированы районы, ограниченные улицами Урицкого, Ленина, Рылеева, Ипподромной, Беговой и Московским проспектом. Что сделано за 25 лет? Практически ничего! А что сделано с другим районом, ограниченным улицей Грамши, Матросова, Ворошилова, 20-летия Октября и Челюскинцев? Опять ничего! А район, ограниченный ул. 20-летия Октября и верхней бермой откоса к водохранилищу? Тоже хвалиться нечем.
Недавно спросил у архитектора Гилева: «Сколько в Воронеже улиц с законченной архитектурой?». В ответ было названо всего три: Мира, Плехановская, да и то с натяжкой, и пр. Революции. Спрашивается, чем занимались архитекторы с 1970г. по 1995г.? Где корректировка Генплана? За что они получали заработную плату 25 лет? Тогда зачем новый план, когда еще по старому нужно пахать и пахать. В 1997г.глава администрации А.Н.Цапин на выставке во Дворце детей и юношества говорил, что для подготовки и утверждения Генплана необходима сумма в 7 млн. рублей.
На заседании градостроительного совета в ноябре 2003г. прозвучала сумма уже в 10 млн. рублей, а на пресс-конференции чиновник от областной архитектуры Муромцев доложил, что если выделить 40 млн. рублей, то Генплан будет готов к январю 2005г. Думаю, пора о совести наших архитекторов начать разговор. Они жируют на наши с вами деньги и делают задумчивое лицо, когда им задаешь вопрос: а почему в том или ином месте города выросло новое непотребное здание?. И собираются ли эти яновские, бородецкие, муромцевы и другие архитекторы отвечать за содеянное? Ведь творения архитекторов остаются на века и ошибки в архитектуре исправить очень сложно. Почему ни городская администрация, ни городская Дума не понимают этого. Может быть, не изображать из себя гениев, а мнение народа спросить? Я уверен: народ никогда не посоветует срывать трамвайные пути с живого места и строить жилые дома там, где этих домов не должно быть.
Каковы конкретные предложения по сохранению архитектурного лица Воронежа?
а) нужно создать архитектурный совет из числа архитекторов, депутатов городской Думы и жителей Воронежа.
б) главный архитектор города должен избираться на конкурсной основе архитектурным советов и депутатами Думы. Преимущество при избрании на эту должность отдавать коренным жителям Воронежа. Хватит привечать заезжих варягов из стран ближнего зарубежья. Кроме вреда ничего они городу не дают.
в) земельные участки под застройку должны выдаваться только после оформления проектно-сметной документации и заключений всех комиссий по экологии, санэпиднадзору, архстройнадзору и т.д. и при защите всех документов на архитектурном совете города. Наличие представителей населения района застройки при защите проекта строительства вряд ли позволит «посадить» жилой дом или другое сооружение там, где они будут мешать людям.
Могу привести десяток примеров того, как не надо проектировать и строить город. Думаю, что серьезный разговор должен быть продолжен. А чтобы не допускать в дальнейшем архитектурных ляпсусов, следует всегда помнить, для кого проектируешь и строишь, на чьи деньги строишь, и какая память о тебе, архитекторе, останется у жителей города.
Юрий Чаплыгин, майор запаса военно-строительных войск.
Память бывает разная
Мне кажется, ни один город Центрального Черноземья не имеет такой славной истории, как Воронеж. Он связан с именами выдающихся писателей, художников, артистов, военных людей. К нашему несчастью, всех городских начальников с полным правом можно назвать «иванами, не помнящими родства». Казалось бы, для укрепления связи времен и воспитания молодежи на улицах и скверах должны стоять памятники тем, чье имя вошло в историю Воронежа. А что на самом деле? В миллионном городе даже десятка монументов не наберется.
Но разве не заслужили их артист Дуров, певица Мордасова, писатель Троепольский, художник Криворучко, ученый-космонавт Феоктистов, генерал Лизюков, красный герой Дундич? Допустим, памятник стоит дорого, но на бюст при желании всегда можно деньги найти. Сквер около оперного театра был ранее серым и неприметным. Но появился там Александр Сергеевич, и место преобразилось. Разве не заслужил Герой Советского Союза генерал Александр Лизюков, защищавший воронежскую землю и павший на ней смертью храбрых, чтобы его бюст стоял на улице его имени? Почему же не заботимся мы о возвеличивании славы своего города?
И еще хочу сказать о памятных досках. Сегодня начали прибивать их на стены домов кто хочет и где хочет. Побывала, например, политическая деятельница пару дней в нашем городе и ее сподвижники тут же решили увековечить этот факт. На каком основании? Городская власть смущается и руками разводит. Появление и качество таких вот «знаков памяти» только портят внешний вид города. Личные пристрастия к его истории не должны иметь никакого отношения. Давно пора ревизию на этот счет произвести.
Геннадий Зернов, преподаватель военного дела. Коммуна
Другие публикации в тему: |
|
Молодой коммунар • №136 от 6 декабря 2012 г. • Счастливая развязка / На улице Остужева построят двухуровневую развязку и линию метро? • Подробнее...
Молодой коммунар • №49 от 12 мая 2011 г. • Парк индустриального периода • Подробнее...
Молодой коммунар • №42 от 21 апреля 2011 г. • Дворцовые перевороты в центре Воронежа / Площадь Ленина вымостят брусчаткой, как главную площадь Петербурга • Подробнее...
Молодой коммунар • №131 от 24 ноября 2010 г. • Десять тысяч квадратных метров с гектара / Спорной земли ВГАУ больше нет. Есть торгуемая земля • Подробнее...
Российская газета • №14 от 27 января 2010 г. • Сняли с орбиты / Город-спутник Воронежа стало негде строить • Подробнее...
11:30 • 6 августа 2013 • Названы наиболее характерные нарушения в сфере градостроительства • Подробнее...
08:32 • 30 июля 2013 • В Воронеже обсудили основные направления градостроительного развития • Подробнее...
07:46 • 26 июля 2013 • Дом купца Потапа Гарденина будет восстановлен • Подробнее...
07:52 • 22 июля 2013 • По результатам переписи в коммунальных квартирах проживают 2 % воронежцев • Подробнее...
09:51 • 17 июля 2013 • Представители сети отелей Hilton Worldwide встретились с губернатором Воронежской области • Подробнее...
|