Воронежская область • газета "Берег" • №17 от 23.04.2004 Евгений Лямцев: "Откаты" - это не к нам"Сегодня "Берег" представляет и.о.заместителя главы Воронежа по экономике, финансам и инвестициям Евгения Лямцева. Воронежец, набравшись жизненного и делового опыта за рубежом и в Москве, он вернулся поработать на благо родного города. - Евгений Викторович, ваше назначение на пост вице-мэра стало для многих неожиданностью. Не могли бы вы поведать подробности на этот счет.
- Начнем с того, что для нашего города я человек не посторонний. В Воронеже я родился, здесь учился в школе, отсюда уехал на учебу в МГУ. В 2001 году, как вы помните, президент группы "Альфа-эко" Глеб Фетисов проходил утверждение обл. Думой на пост члена Совета Федерации от Воронежской области. Я на тот момент работал исполнительным директором этой группы. ("Альфа-эко" - торговая, промышленная составляющая федерального консорциума "Альфа-групп". Зона моей ответственности - антикризисное управление: банкротные процессы, руководство в условиях экстремальной финансовой и технологической ситуации.) На меня легла вся предварительная работа: сначала - по утверждению Фетисова сенатором, а затем - по обеспечению его деятельности на этом посту (я стал помощником сенатора). Естественно, в ходе работы я познакомился со всеми депутатами обл. Думы, ее руководителями, в том числе и с Борисом Михайловичем Скрынниковым, тогда еще заместителем председателя. Нужно отметить, что в работе обл. Думы в качестве наблюдателя я участвовал довольно активно.
За три года работы проблемы области, города Воронежа мне стали достаточно хорошо знакомы. Я получал информацию как в процессе личного мониторинга, так и в ходе встреч, переговоров с различными воронежскими руководителями (в том числе при реализации различных проектов "Альфы"). Был в курсе всех политических событий. Переживал за земляков особенно в свете череды выборных кампаний. Итоги выборов мэра Воронежа меня, честно говоря, вдохновили. Я посчитал необходимым помочь новому мэру.
На следующее утро после инаугурации Скрынникова (5 февраля) мы встретились, и я изложил мэру свое видение проблем города Воронежа и путей выхода из сложившегося тупика. Суть предложенной мною стратегии основана на том, что город - нормальная хозяйственная единица, на которую распространяются общие экономические законы. (Искусственное отделение города от хозяйственных процессов мне кажется неверным.) Я предложил мэру решения по увлечению доходной части бюджета, работе с недоимкой, оптимизации расходов, привлечению инвестиций и т.д. Подчеркну, что свое видение ситуации Скрынникову я изложил по личной инициативе. Это не была инициатива "Альфы".
При очередной встрече Борис Михайлович предложил мне пост вице-мэра. Его предложение откровенно говоря было для меня, неожиданным. Принять его значило не только перейти на новую ответственную работу, не только сменить место жительства (из Москвы переехать в Воронеж), но и подвергнуть буквально все свои силы серьезной проверке. (Хотя работа в мэрии безусловно интересна с профессиональной точки зрения.) Для принятия решения я взял паузу. Переговорил с коллегами по работе, с деловыми партнерами. Уехал на традиционный мартовский отдых с моими друзьями, посоветовался с ними. Там я и принял для себя окончательно решение. И 18 марта вышел на работу.
- Вы во время отдыха может быть, и команду себе формировали?
- Нет. Все мои подчиненные из Воронежа. Кадровый потенциал нашего города я считаю нормальным, другое дело, что с ним работали недостаточно качественно. Из Москвы с собой я привез только банковского специалиста по бюджетным процессам и юриста. Они оказывают мне консультации, но в штат горадминистрации не входят. Я им плачу из своего кармана. С их помощью происходит оптимизация моей работы в стандартных ситуациях - я не изобретаю велосипед, а получаю готовые решения.
И еще одно уточнение: рассуждать о команде Лямцева неверно. Нужно говорить о команде мэра Скрынникова. Через три-четыре месяца, структурировавшись, именно она займется реальными реформами в городе. Понимаю, что в команду войдут люди с разными судьбами и различным видением. Свои принципы готов отстаивать. Считаю, что методы эффективного хозяйствования универсальны как для бизнеса, так и для муниципалитета. Что они говорят? Краткосрочные вопросы не нужно возводить в разряд стратегии. И в тех же коммунальных сетях (электричество, тепло, вода) нужно сначала определиться со стратегическим вопросом - системой хозяйствования.
- Вы сторонник приватизации сетей?
- Эффективное хозяйствование не требует мгновенного изменения формы собственности. Я не сторонник приватизации "по-быстрому". Приватизация возможна, когда соблюдены (причем на длительную перспективу) интересы города. Эффективное хозяйствование возможно и через привлечение управляющих компаний (через долгосрочную аренду) к работе коммунальных сетей. Управляющая компания с опытом работы, может очень четко отладить технологические и финансовые процессы в любом из коммунальных МУПов (прекратить там воровство, приписки, откаты), осуществить туда инвестирование, и все это, не меняя форму собственности. Все федерального уровня управляющие компании сейчас серьезно занимаются ЖКХ. Подходы у них разные. Все эти компании мне знакомы. Поэтому решение здесь будет взвешенным. С учетом и печального местного опыта. Как вы знаете, "Российские коммунальные системы" (РКС - структура РАО ЕЭС), взявшие в аренду на одиннадцать месяцев горэлектросеть, свои обязательства полностью не выполнили.
Привлечь нормального инвестора в ЖКХ - это вполне реально. В нашем случае отнюдь не за счет взвинчивания тарифов, а, прежде всего, за счет энергосберегающих технологий (увеличивающих эффективность в разы), за счет жесткого контроля, в том числе через установку приборов учета. Сторонний инвестор как никто в этом заинтересован. И чем раньше мы привлечем управляющие компании в ЖКХ, тем лучше будет населению.
- Некоторые могут в ответ заметить, что на посту вице-мэра вы будете лоббировать интересы "Альфы", что в конкурсе победят ее управляющие компании и что Воронеж скоро станет источником ресурсов для "Альфа-групп".
- Да, у "Альфы" есть структуры, которые занимаются этим вопросом, как и у "Интерроса", РАО ЕЭС, ряда других финансово-промышленных групп, структур с чисто иностранным капиталом и т.д. Так вот для всех условия конкурса будут одинаковыми. Сам конкурс будет предельно открытым. Что касается моей связи с "Альфой"... Это, безусловно, важная часть моей жизни. Но страница эта уже перевернута. Сейчас я замглавы администрации Воронежа.
- Вы вот говорите о необходимости привлечения к управлению МУПами данных компаний. Однако, создается такое впечатление, что управлять-то им скоро будет нечем - имущество у города стремительно тает. Останутся ли горэлектросеть, теплосеть, водоканал в собственности города?
- Горэлектросети сейчас подыскивается стратегический инвестор. Сразу скажу, что это будет не РКС. Такие партнеры нам не нужны... Что касается теплосетей и водоканала, то за эту муниципальную собственность мы будем биться. Абсолютно уверен, что эти два предприятия останутся в собственности города. Но еще раз отмечу: нам нужно приходить к схеме нормального управления ими.
- И все же создается впечатление, что пока новая команда приходит в городе к власти, муниципальная собственность, откровенно говоря, расползается.
- Я бы с вами не согласился. Да, к сожалению, мы сейчас сразу не можем обрубить все хвосты, которые тянутся от действий предыдущей власти. Хотя максимально пытаемся это сделать. Вот на днях была попытка протащить ряд муниципальных объектов в программу приватизации на этот год. Мы ее отбили.
Сейчас мы проводим полную инвентаризацию того, что предполагается выставлять на аукционы, торги, в том числе и земельных лотов. Так что определенная работа уже ведется. Муниципальная собственность отнюдь не расползается. Наоборот, сейчас многие несколько притихли. Понимают, что в лоб, по старым схемам через откаты - это абсолютно не к нам, что принимать решения таким способом мы не будем. Они пытаются, правда, протаскивать определенные документы на среднем уровне. Аккуратно проходят по кабинетам, подкладывают документы в нужную папку и т.д. Поэтому все документы, которые визирую, внимательно изучаю сам. Несмотря на то, что их предварительно подписывают мои заместители. Я очень аккуратно отношусь к этим вопросам.
В общем, проблема есть, но мы с ней знакомы и боремся. Вот совсем недавно занимались МУП "Воронежлифтремонт". При нем было создано некое ООО, которое все прибыльные потоки почему-то замкнуло на себя, ничего при этом не вложив. ООО сегодня работает с прекрасной балансовой прибылью (более 4 млн. руб.), а МУП сидит в убытках (минус 20 млн. руб.). С этим будем разбираться. Возможные последствия: от простого увольнения руководства до уголовного преследования виновных. По МУПам в общем ситуация тоже печальна - ни одного нормального нет (которое можно было бы поставить в пример другим). Сейчас предложены меры по оптимизации их работы, эффективному использованию муниципальной собственности. Последняя должна перестать быть источником для набивания личного кармана. Предложенные меры (начиная от полного финансового контроля, заканчивая отслеживанием всех субподрядных договоров), направлены на то, чтобы изначально никакая черная схема не прошла.
- Вопрос на тему контроля: в Воронеже никак не удается городской бюджет перевести на казначейскую систему исполнения. (Есть влиятельные противники.)
- Понятно почему они против - при казначейской системе финансовые потоки предельно прозрачны. Тем не менее, с января 2005 года мы на нее перейдем. Иначе мы просто получим внешнее казначейское управление, и вообще не сможем распоряжаться городскими финансовыми потоками. У города будет своя казначейская система. Мы заложили в бюджет на этот год достаточную сумму на ее введение. Система уже выстраивается (по опыту Ростова-на-Дону). Здесь заслуга начальника финансово- казначейского управления Сергея Курило. Он большой сторонник этого, и я его здесь поддерживаю.
- А в принципе, на ваш взгляд, за счет чего можно существенно увеличить эффективность работы с муниципальными финансами?
- Тут необходимо действовать по трем направлениям. Первое - через оптимизацию финансовых потоков внутри бюджетополучателей, перевод на упрощенную систему налогообложения через прямую проплату субподрядчикам по нормально заключенным договорам, минуя промежуточные звенья (МУРЭПы, ДЕЗы и т.д.) Причем, выполнение работ и их оплата должны быть на жестком контроле. Мы просто обязаны сейчас идти на ограничения, централизацию финансов в связи с катастрофическим ростом в последние месяцы муниципального долга.
Второе направление - разумная система кредитования. Городу просто необходимо брать долгосрочные кредиты под нормальные проценты. Нужно активно привлекать банки для работы по конкретным программам.
Третье серьезное направление - увеличение доходной части бюджета. Оно требует грамотной работы с муниципальной собственностью (взимания арендной платы за нее по нормальным ставкам и вовремя; отсечение возможности коммерческой субаренды).
- О необходимости этого кто только не говорил...
- Они правильно говорили. Здесь ничего не нужно придумывать. Другое дело, что они мало что делали в этом направлении. Мы собираемся начать с создания реестра муниципальных земельных площадей, наладить четкую систему в этом вопросе.
А самое главное в проблеме увеличения доходов - привлечение инвесторов для реализации различных программ на территории города. Например, в строительство (жилья; торговых, развлекательных площадей и т.д.). Оптимально все серьезные проекты я вижу с участием города. Причем не только путем сдачи в аренду различных ресурсов, но и через долевое участие в проектах. Здесь важна репутация города. Вообще инвестиционная привлекательность города определяется многими составляющими, но, прежде всего, отношением власти к инвесторам. Любой инвестиционный проект может состояться, только когда выгодно обеим сторонам. Никакого выкручивания рук не может быть. Изначально. Иначе на каком-то этапе это все равно либо приведет к обману, либо заведет в тупик.
Для получения серьезного эффекта городской власти на этих направлениях и следует сосредоточить главные усилия. Вообще же если городские администрация и Дума совместно плодотворно будут работать над решением проблем Воронежа, думаю, у города будут установлены конструктивные отношения и с областной администрацией и с федеральным центром. Городская власть тогда станет понятной и для населения (реабилитируется перед жителями за действия прошлых властей). Иначе - никакие задачи решены не будут.
Владимир Саутин
--------------------------------------------------------------------------------
Из досье "Берега"
Евгений Викторович Лямцев родился 28 мая 1966 года в Воронеже. В 1983 году закончил 55-ю среднюю школу Воронежа с золотой медалью. В 1988 году закончил экономфак МГУ с отличием.
1988-1990 гг. Учеба в аспирантуре Института США и Канады Академии наук.
1990-1995 гг. Работа в совместном российско-американском предприятии "Дженерал - Инвестинг" (Нью-Йорк). Путь от менеджера до вице-президента.
1995-1997 гг. Начальник управления спецпроектов министерства печати и информации, директор госпредприятия "Роспресс".
1997-1999 гг. Исполнительный директор ОАО "Инсервис", аккредитованного при правительстве Москвы.
1999-2000 гг. Руководитель проекта ОАО "Базовый элемент" ("Русский алюминий").
2001-2004 гг. Исполнительный директор группы "Альфа-эко".
Кандидат экономических наук, специалист по стратегическому управлению.
Заядлый спортивный болельщик.
Женат. Двое детей. Берег
Другие публикации в тему: |
|
КП в Воронеже • №155 от 20 октября 2007 г. • Камиль Тукаев снялся в нескольких фильмах / Кроме того, известный воронежский актер написал сценарий для собственной кинокартины • Подробнее...
Российская газета • №208 от 20 сентября 2007 г. • Взятки хорошего настроения • Подробнее...
Коммуна • №56 от 17 апреля 2007 г. • Дмитрий Саутин: «Китайцы учатся и уходят вперед» / Гость «Коммуны» • Подробнее...
Российская газета • №43 от 3 марта 2007 г. • Своя в доску / Евгения Мещерякова стала первым гроссмейстером среди женщин-шахматистов Воронежа • Подробнее...
Российская газета • №3 от 13 января 2007 г. • Флаг в руки / В год своего 60-летия воронежская спортивная школа стала лучшей в стране • Подробнее...
15:36 • 29 января 2004 • Интервью главы администрации Воронежской области Владимира Кулакова информационному агентству «Воронеж-Медиа» • Подробнее...
|