Воронежская область • газета "Новая газета в Воронеже" • №43 от 25.06.2004 Доброхоты от охотыПочему в Воронежской области остались лишь островки для живой охоты Когда Воронежское областное общество охотников в еще недавние 90-е годы (но уже прошлого века) было переименовано в региональную общественную организацию охотников и рыболовов, а Воронежская областная охотинспекция - в управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных, сближение в названиях этих двух структур, родственных по принадлежности к охотничьему миру, хотя довольно различных функционально, казалось, объединит их подходы к сохранению того, что испокон веку дано нам природой. О чем вроде бы тут спорить, что делить, чьи разграничивать интересы? Нет, не так все просто, как улавливает поверхностный взгляд.
Когда появились членские взносы, пополняющие ежегодно расчетный счет общественной организации охотников, когда возникли платные лицензии на отстрел диких копытных (копытные - только название, а по сути - дикие животные), тут же обозначился предмет споров и разногласий. Деньги и влияние на процесс отстрела определяли направленность споров. При современном оружии, гладкоствольном и нарезном, да при его количестве, если дать возможность стрелять бесконтрольно - в некогда богатой нашей губернии - ничего живого, понятно, не останется. И чтобы сохранить прекрасный живой мир, сухо научно называемый фауной, необходимо было включать механизм сдерживания. И он действовал, этот механизм, временами довольно успешно. Люди сведущие подскажут: механизму принудительного сдерживания помогала административно-командная система. Спору нет, это так. Но вместе с тем нельзя отрицать и роль личностей во всей этой "охотной" истории.
Окончив факультет охотоведения при сельхозинституте в городе Вятке (Киров), поработав несколько лет в Белоруссии, в родные пенаты на должность главного охотинспектора области вернулся Александр Борисов. С чего он начал? С увеличения поголовья дичи. Рассказывать о том, как, какими методами это достигалось (не всегда принимаемые меры были популярными, порой жесткими, иногда жестокими), не входит в тему нашей статьи, но один характерный эпизод привести все же стоит. В 1982 году Борисов добился запрета на отстрел взрослых свиней, и лицензии начали выдавать лишь на добычу поросят-первогодков. Это была первая попытка в России использовать проверенный в Германии, Чехии, Польше метод сохранения поголовья кабана, и она вызвала у нас вихрь негодования. Охотничьи коллективы заводов, фабрик, познавшие сласть отстрела 100-килограммовых нагулянных маток, не могли сразу смириться с заменой их на двухпудовых, не успевших еще отрастить клыки недорослей. Жаловались трудящиеся в обком партии, писали в Москву. Борисова вызвали в Росохотрыболовсоюз. Там защищал свою новацию, и среди членов комиссии оказались те, перед кем в Кирове проходила защита его запомнившейся экзаменаторам дипломной работы. Специалисты поняли и оценили разумность подхода, когда, при сохранении маточного поголовья, можно вести отстрел большего числа кабанов (хоть всех первогодков выбей, на следующий год их численность восстановится). Понимать-то понимали, да в ту пору не особо приветствовался опыт немцев и "всяких прочих шведов". Борисову дали испытательный срок (что-то вроде отсрочки приговора), не отстранили от должности еще потому, что решение подписывал не он, а председатель облисполкома.
А председателем облисполкома был Алексей Воропаев, страстный почитатель охоты, для которого в наших лесах и полях хватало всякой живности, от кабанов до зайцев. Борисов не подвел Воропаева: численность кабана стала расти, и за несколько лет поднялась в тех же самых областных угодьях до небывалых объемов - могучего зверя стали даже расселять, заодно с оленями и косулями, в другие регионы страны. Покровительство Воропаева помогло Борисову укрепить свою ведомственную власть.
В свою очередь, избранным человеком Борисова стал переведенный из глубинки в Воронеж на должность руководителя областного общества охотников Николай Котов. Поначалу дело между ними шло на лад, но со временем дружба их как-то разладилась. Заручившись поддержкой влиятельных в области людей, Котов начал действовать самостоятельно, не согласуя свои действия с начальником охотинспекции. Борисов пытался поставить "зарвавшегося" приятеля на место, но к тому времени Алексей Макарович Воропаев ушел на пенсию, и расстановка сил в охотничьем бомонде изменилась.
Былое единство перешло во взаимные между охотинспекцией и обществом охотников разногласия. Наряду с членскими билетами Росохотрыболовсоюза инспекция вводит свои альтернативные членские билеты, более дешевые, но по ним в магазине, принадлежащем обществу охотников, отказываются продавать боеприпасы (а больше их купить негде). Перед началом одного из осенних сезонов, когда общество охотников начало выдавать платные путевки (именные разрешения) на право охоты по пернатой дичи, охотинспекция, в пику конкурентам, взялась распространять подобные же путевки, но бесплатно. Путаница и неразбериха. Страдала от нее масса добросовестных любителей охоты на фоне катастрофического, год за годом, убывания дичи.
Это предыстория. Не зная ее, труднее осмыслить происходящее сегодня.
Недавно прокуратурой Воронежской области по результатам проверки объявлено предостережение о недопустимости нарушения законодательства о животном мире председателю Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов А.И. Болотину (Анатолий Болотин сменил на этой должности вышеупомянутого Николая Котова). Нарушение заключается в том, что областная общественная организация охотников отказалась в этом году получать в охотуправлении и выдавать гражданам на время весенней охоты по пернатой дичи именные разовые лицензии. Без государственных лицензий, хотя и с оплаченными путевками, охотники, расчехлившие ружья в охотугодьях, стали нарушителями, сами того не ведая.
Возникает недоуменный вопрос: как Анатолий Болотин, бывший работник милиции, лучше многих других знакомый с законодательством, мог допустить подобный промах? На звонки в общество охотников однообразно отвечали, что председателя нет на месте. Пытаясь безуспешно дозвониться в течение недели, мы оставили свой контактный телефон в надежде, что Болотин все-таки наберет указанный номер. Зато Борисов повел себя открыто и словоохотливо. За многие годы нашего знакомства он впервые довел беседу до логического ее завершения, не делая ссылок на занятость.
Если прокуратура усматривает нарушение в действиях общественной организации, то почему же инспекцией никто не был задержан во время охоты?
- Мы делали предупреждения охотникам, выехавшим в угодья, таких насчитывается порядка двухсот человек. Многие из них на следующий день или чуть позже брали у нас лицензии, - объяснил начальник охотинспекции Борисов, - хотя выдавать лицензии обязано было общество охотников.
200 человек, а путевок на право охоты только в Воронеже было выдано более трех тысяч. Очевидно, охотничье лицензирование дало пробуксовку. Надо думать, что ко времени открытия летне-осеннего сезона положение будет исправлено. Хотя дело не только в этом. Как могло случиться, что специалист такого уровня, как Александр Борисов (пожалуй, нет в нашей области человека более сведущего в вопросах охоты и охотничьего хозяйства), занимается такими мелочами, когда в сфере его интересов и компетенции множество больших проблем? В угодьях почти не осталось утки (год от года ее все меньше к нам прилетает), совсем мало зайца (его злостно выбивают на полях из-под фар). В зеленой зоне Воронежа круглый год слышны выстрелы. Правда, все реже и реже. Но, похоже, вовсе не оттого, что браконьеров кто-то всерьез притесняет, а потому, что дичи уже не осталось. Да еще хищники. Серой вороны размножилось сверх всякой меры. Раньше охотники отстреливали ворон, сдавали лапки, взамен получали в виде премии провиант: порох, дробь. Сегодня эта разумная практика забыта. Растет численность волка, с ним все труднее бороться. Не так еще давно хорошо контролируемое охотничье дело все больше теряет управляемость.
Один компетентный человек поделился своими соображениями: "Борисов мог бы восстановить порядок, но при условии - вся власть в его руках. Как раньше при Воропаеве". Однако с тех пор много произошло необратимых перемен. Влияние и авторитет не достигаются больше властным указуем, даже при условии былых заслуг того или иного работника. А перекосам Россия как была подвержена, так и поныне остается в их власти. Охотничьим инспекторам, например, обидно, они рискуют при задержании браконьеров, которые всегда вооружены, а зарплату получают вдвое меньшую, чем работники общества охотников, занятые сбором взносов и выпиской путевок. Народные деньги могли бы тратиться на разведение дичи, на благоустройство и охрану угодий. В то же время, по данным облохотуправления, на биотехнические мероприятия областное общество охотников истратило в 2003 году смехотворно малую сумму - 25 тысяч рублей, и это при сборе взносов в миллионы рублей. И не от такого ли несоответствия прихода с расходами и погибает массовая охота, которую называли и развлечением, и спортом, и отдыхом? На официальном уровне никто не пробует изменить положение. Почему? Об этом и хотелось поговорить с Болотиным. Но он так и не позвонил (выяснилось, его замкнутость имела свои основания).
Что ни говори, обидно за нашу фауну. Только рано ставить крест на всем и вся. Пока текут реки, пополняются водой пруды, шумят леса и засеваются поля, мыслящие люди обязательно найдут способ себе на радость сохранить животных. Пусть не повсеместно, что крайне досадно, так хоть в отдельных укромных уголках. На блеклом фоне общего упадка - дострелялись! - возникают островки кипучего живого мира. Отдельные промышленные предприятия, как Воронежский ликероводочный завод, ОАО "Минудобрение", "Воронежсельмашагро", "Рудгормаш", создали в районах области свои охотничьи хозяйства. Завезли туда зверя (кабана из Калужской области, даже привитого от чумки), разводят, охраняют, кормят, отстреливают. Посторонним туда, естественно, вход запрещен. У любителей спортивной охоты организация таких угодий вызывает неодобрение. Другие считают: лучше искусственное возрождение, чем естественное вымирание. Есть надежда, что, насытившись мясом диких (или полудиких) копытных, люди со средствами дойдут до постройки ферм по разведению куропаток, фазанов (из инкубатора - в поля, где полезные птицы сначала съедят колорадского жука, как в Европе, затем упитанные, станут объектом интересной охоты). Может, когда-то мы и придем к тому, что широко и с успехом применяется в более практичных странах Европы. А пока приходится принимать как должное: охота у нас осталась, но на крайне ограниченном пространстве, как говорится, для себя. Общество охотников всегда выделит на обширных просторах региона два-три местечка, куда можно пригласить уважаемых гостей. Охотинспекция (в области насчитывается 17 заказников, охота там запрещена, но проводится регулирование численности дичи - силами охотинспекторов) останется тоже не внакладе. Про закрытые хозяйства с разведением зверя мы уже говорили, там о себе подумали. Вот только, похоже, некому позаботиться об обществе, обществе охотников, насчитывающем в нашей области 25 тысяч человек. Законопослушные владельцы ружей не получают полноценной возможности применить свои ружья по назначению.
Частное предостережение прокуратуры можно воспринимать и в более широком смысле: времена покорения природы миновали, надо искать новые к ней подходы и новые с ней отношения.
Владимир КОРЯКИН
P.S. Незадолго перед сдачей статьи в печать выяснилось обстоятельство, которое объясняет отчасти, почему Анатолий Болотин воздержался от встречи с прессой. Председатель региональной общественной организации охотников и рыболовов вызван в суд за серьезное нарушение правил охоты, допущенное им лично. Однако мы открыты для диалога с ним. Новая газета в Воронеже
Другие публикации в тему: |
|
МК в Воронеже • №17 от 22 апреля 2009 г. • Охотники за муниципальным имуществом • Подробнее...
КП в Воронеже • №150 от 12 октября 2007 г. • Зарегистрировать машину стало на 450 рублей дешевле • Подробнее...
Коммуна • №150 от 4 октября 2007 г. • Торгово-развлекательный центр «Московский проспект» оказался втянутым в историю с растаскиванием по частям экскаваторного завода в ходе банкротства • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №170 от 19 сентября 2007 г. • Герой России выставил счет генералу // Александр Пономарев раскритиковал начальника воронежского ГУВД • Подробнее...
МОЁ • №38 от 18 сентября 2007 г. • Депутат обвинил руководство ГУВД в злоупотреблениях • Подробнее...
10:07 • 9 октября 2007 • Воронежская прокуратура остановила незаконное взимание денег с владельцев автотранспорта • Подробнее...
18:07 • 11 февраля 2004 • Эстония требует возврата художественных ценностей из Воронежского художественного музея • Подробнее...
19:19 • 10 февраля 2004 • Руководитель аппарата горадминистрации Александр Болдырев прокомментировал обвинения депутата облДумы Юрия Матвеева • Подробнее...
19:01 • 10 февраля 2004 • Депутат призвал губернатора отправить в отставку своего заместителя • Подробнее...
14:42 • 3 февраля 2004 • Бойкот Ленинской районной прокуратуры прекращен • Подробнее...
|