Воронежская область • газета "КП в Воронеже" • №150 от 12.10.2007 Заслуженный деятель искусств Юрий АНИСИЧКИН: Дирижировать можно даже усами!Главный дирижер воронежского оперного театра отметил 60-летие. - Юрий Петрович, вы за свою карьеру дирижировали более чем 50 постановками. Какой спектакль самый любимый? - Тот, который ставишь в данный момент. Очень люблю Шостаковича и Прокофьева. Наиболее близка мне оперная классика - «Отелло», «Сельская честь», «Травиата», «Риголетто», «Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта». 
Эти произведения не стареют и поэтому имеют право на постоянную трансформацию, новый взгляд. Люблю «Русалку», «Князя Игоря», «Кармен», «Тоску». Когда мы возили ее с нижегородским театром на гастроли во Францию, афиши были размером с комнату!
- Вы только что вернулись с гастролей по Америке. Как приняли нашу «Золушку»?
- Это был наш прорыв за океан. В другую сферу востребованности. Мы по Штатам наездили 18000 км, отыграли 31 спектакль в 28 городах. И всюду переполненные залы. В Канаде выступали в развлекательном центре, в зале которого 4500 мест, там вешались огромные экраны для трансляции, и оба спектакля прошли с аншлагом.
- Что вам сейчас хочется поставить?
- Хочу, чтобы в театре шла «Аида», я ставил ее еще в начале карьеры - в Уфе и Самарканде. А у нас постоянно чего-то не хватает - наличия исполнителей, средств. Очень хочу, чтобы мы сделали новую постановку «Кармен». А то она у нас 15-летней свежести, за это время спектакль обветшал, морально устарел.
«Палочку не доверяю никому»
- Сейчас мода на мюзиклы...
- Они должны присутствовать в репертуаре, раз публика хорошо на них идет. Тем более в нашем театре, ведь он изначально родился как музыкальный. Нельзя вариться только в классике. Да и времена «стоячих» опер давно прошли. Сейчас певцы должны двигаться и даже танцевать на сцене, а не стоять столбом - это позавчерашний день. И мюзикл - хороший повод для саморазвития труппы. Солисты должны уметь танцевать, петь из самых невозможных положений. «Мне неудобно» - такого на Западе не услышишь... 12 - 13 октября у нас будет премьера «Дамских дел мастер». Это водевиль, своего рода мюзикл в народных русских традициях. Актеры будут постоянно в движении. Вот посмотрим, как публика отреагирует. На мой взгляд, все это воспринимается очень легко.
- Когда Зураб Соткилава приезжал с концертом три года назад, очень хорошо о вас отзывался, сказал, что таких дирижеров, как вы, сейчас нет.
- Мы познакомились, когда я дирижировал в Нижнем Новгороде, мы с ним ставили «Тоску». Мне так понравилось с ним работать, что я пригласил его в Воронеж. Он пел у нас «Кармен» в 1998 году, потом приезжал с сольным концертом в 2004-м. Это мастер будь здоров, высшего класса!
- Среди ваших учеников тоже есть большие мастера?
- Недавние мои выпускницы по оперному классу Ирина Лунгу и Ирина Макарова работали в Ла Скала в Италии. Вообще, в Большом и Мариинке лучшие артисты - все из провинции.
- А что вы слушаете в свободное время?
- Обожаю старый американский джаз, это такая душа, можно слушать до бесконечности! Люблю хорошие джазовые оркестры. У меня большая фонотека. Эстраду современную не люблю.
- Как вы относитесь к тому, как некоторые эстрадные исполнители популяризируют классические произведения, например, Виктор Зинчук?
- Если это ярко, артистично, талантливо - почему бы нет? Есть очень интересный ансамбль русских народных инструментов «Терем». Такое выдают на балалайках и баяне - виртуозы, да и только! Они за границей играют свои обработки в сопровождении симфонических оркестров! Их и Спиваков приглашает. Не важно, на чем играть, важно как!
- Спиваков рассказывает о своей скрипке, как о живом существе, а что для вас дирижерская палочка?
- Ох, сколько этих палочек поломано, особенно в молодости! Дирижеры относятся к палочке как к священной корове. Никто не должен ее трогать, ее всегда носят с собой, никому ее не доверяют. У меня десяток палочек, есть из Японии, Боливии. На Западе палочки довольно дороги - 20 - 30 долларов. Я люблю деревянные, окрашенные белым цветом, чтобы было видно издалека.
Дома дирижер - жена
- Говорят, некоторые дирижируют глазами...
- Можно дирижировать и без палочки. Ярослав Антонович Вощук, которого я считаю учителем, дирижировал даже усами! Палочка, она становится продолжением руки. Делает более заметным жест. Нужно уметь передать ею и точку, и любую эмоцию. Римский-Корсаков говорил, что дирижирование - профессия темная. С тех пор она не просветлела. Палочкой надо уметь управлять. Если умеешь - тогда музыкантам легко играть. Если оркестр весь мокрый сидит, а дирижер сухой - значит, хороший дирижер, а когда наоборот - плохой. Считается, что великие музыканты, когда становятся дирижерами, на самом деле дирижируют силой своего имени! Музыканты подчиняются скорее их авторитету. Но со временем они учатся на оркестрах. Взять Михаила Плетнева или Владимира Спивакова, они гениальные музыканты. А в дирижеры «выросли» постепенно. Дирижерское искусство очень сложное. Нужно быть еще и отличным психологом, чтобы не обидеть музыканта, уметь похвалить даже тогда, когда ошибается. А их же человек 120 сидит!
- Дома вы дирижируете?
- Дома - в основном жена. Я и остался в Воронеже из-за Татьяны. Она, кстати, отличная пианистка, но посвятила себя работе с больными детьми в реабилитационном центре «Парус надежды». Сыновья пошли по моим стопам. Младший учится в музыкальном колледже на скрипача. Старший - студент третьего курса академии искусств, занимается фортепиано у Игоря Пожидаева, у него в свое время окончила курс и моя жена. У меня кроме музыки нет увлечений, а она здорово ловит рыбу. У мужиков не клюет, а она натаскает полведерка. Я шучу, что она ловит и чистит, а я жарю и ем! Татьяна у меня очень активная.
ПОДЪЯБЛОНСКАЯ Татьяна
Фото: ТКАЧЕВ Александр "- Ох, сколько этих палочек поломано, особенно в молодости!" КП в Воронеже
Другие публикации в тему: |
|
Коммуна • №135 от 13 сентября 2012 г. • Александр Ковалёв как отражение народных ожиданий • Подробнее...
Коммуна • №113 от 7 августа 2009 г. • Имя в литературе. Добрейший Добряков / Своё сердце он отдал детям, чтобы они вырастали добрыми и умными • Подробнее...
Молодой коммунар • №79 от 28 июля 2009 г. • Четыре жизни Татьяны Григорьевны • Подробнее...
Воронежская неделя • №13 от 1 апреля 2009 г. • Об Аркадии Давидовиче – брэнде и человеке • Подробнее...
Коммуна • №76 от 29 мая 2008 г. • Музыка звучит. Михаил Носырев, его жизнь и творчество • Подробнее...
14:12 • 28 января 2008 • Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий награжден орденом • Подробнее...
22:12 • 29 ноября 2007 • Виктора Атласова поздравили 70-летием в Воронежской городской Думе • Подробнее...
12:51 • 30 августа 2007 • Воронежский мэр награждён орденом «За службу России» • Подробнее...
12:58 • 7 марта 2007 • Победителем конкурса Общественной палаты Воронежской области «Лицо женщины года» в номинации «Воспитание детей» названа заведующая детсадом № 100 • Подробнее...
11:21 • 23 ноября 2006 • Борис Скрынников поздравил с 90-летним юбилеем Героя Советского Союза • Подробнее...
|