Воронежская область • газета "Российская газета" • №232 от 18.10.2007 Ответы по существу / Всего два процента учителей довольны своей жизньюБолее 60 процентов воронежских учителей живут на грани нищеты. Но, несмотря на низкие заработки, многие из них стараются не подрабатывать «на стороне» и отдают все силы выбранной профессии.Такие данные были получены в ходе опроса «Социально-экономическая действительность воронежского учительства», проведенного областным комитетом профсоюза работников образования и науки РФ. 
Как показало исследование, почти у четверти воронежских педагогов заработная плата ниже величины прожиточного минимума, а еще у 39 процентов – близка к этому показателю или незначительно превышает его.
Более половины опрошенных учителей, работая на ставку, получают в месяц около 3500 рублей. При этом 4 процента педагогов, участвовавших в опросе, получают заработную плату менее 2000 рублей. И лишь 37 процентов педагогов – более 5000 рублей в месяц.
Сами педагоги оценивают уровень своего материального положения как стабильно низкий. Около половины семей воронежских учителей «еле сводят концы с концами, позволяя себе лишь нормальное питание и приобретение только самой необходимой одежды», а почти каждая шестая семья (18 процентов) не может позволить себе даже этого. Чуть свободнее в финансовом плане чувствуют себя около трети респондентов. Еще 3 процента опрошенных учителей оценили свое материальное положение как «хорошее», и лишь 2 человека (0,1 процента) могут позволить ни в чем себе не отказывать. Что характерно, данные аналогичного исследования, проведенного три года назад Воронежским обкомом профсоюза работников образования и науки, практически совпадают. Это говорит о том, что реформирование системы образования пока не оказало значительного влияния на материальное положение воронежских учителей.
Несмотря на низкие заработки, большинство педагогов остаются верны выбранной профессии и основному месту работы. Почти половина опрошенных учителей работает только в одном месте и на одну ставку. 36 процентов – в одном месте, но более чем на одну ставку, 7 процентов – в нескольких образовательных учреждениях, и лишь 2 процента респондентов подрабатывают в сферах, не связанных с основной профессией. При этом половина опрошенных учителей вынуждены отказываться от дополнительных заработков из-за повышенной школьной нагрузки или из-за боязни некачественного выполнения основной работы. Еще 15 процентов педагогов стараются все свободное время посвятить семье. 16 процентов из-за проблем со здоровьем не хотят иметь дополнительную психологическую и физическую нагрузку, и еще столько же просто не могут найти дополнительную работу с уровнем оплаты, соответствующему уровню их квалификации.
Впрочем, отказ педагогов от крайне необходимых им дополнительных заработков не удивителен: около половины учителей за рабочую неделю устают настолько, что даже не могут полностью восстановить силы за выходные дни.
Однако респонденты сошлись во мнении, что большая педагогическая нагрузка – не самое страшное в профессии учителя. Гораздо большее негативное влияние на профессиональную деятельность воронежских педагогов оказывают низкий уровень заработной платы (так ответили 67 процентов опрошенных), отношение школьников к учебе (41 процент), а также общая атмосфера нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне и равнодушное отношение родителей к учебе своих детей (33 и 30 процентов соответственно).
Многие опрошенные педагоги всерьез озабочены проблемами, с которыми в последнее десятилетие сталкивается воронежское учительство. Однако около половины участников опроса стараются решать их своими силами. Практически каждый десятый находится в состоянии растерянности, скептицизма и с какой-то безысходностью ждет новых испытаний. Чуть больше (около 12 процентов) испытывают озлобленность, повышенную раздражительность и недоверие ко всему и всем: кажется, что вот-вот кончится терпение и произойдет что-то непредвиденное, неуправляемое. При этом 10 процентов учителей уверены, что внутренний протест и недовольство в их среде достигло значительного накала: ощущается готовность бороться за свои права, объединяться для борьбы за свои интересы. В то же время 9 процентов опрошенных считают, что большинство школьных педагогов подавляют свое недовольство, поскольку «с властями не стоит связываться», ибо последствия могут оказаться плачевными. Еще 9 процентов плывут по течению, особенно не вникая в серьезные проблемы или реагируя на них с безразличием. Самая малочисленная группа респондентов (2 процента) считают, что большинство учителей в целом довольны своей жизнью.
P.S.
Всего в опросе приняли участие 1487 учителей из Воронежа и 31 района области. Ответы были получены до введения новой системы оплаты труда.
Елена Лазаренко
Воронеж Российская газета
Другие публикации в тему: |
|
Российская газета • №9 от 23 января 2009 г. • Молодые верят в порчу • Подробнее...
Российская газета • №293 от 29 декабря 2007 г. • Високосная радость / Большинство воронежцев встретит Новый год с оптимизмом • Подробнее...
Российская газета • №284 от 20 декабря 2007 г. • «Неуд» от большинства / Воронежцы недовольны работой коммунальных служб • Подробнее...
Российская газета • №275 от 8 декабря 2007 г. • Трудовой стимул / Зарплата и атмосфера в коллективе– таковы приоритеты воронежцев • Подробнее...
Российская газета • №132 от 22 июня 2007 г. • Социологи выяснили причины разводов • Подробнее...
08:52 • 8 мая 2013 • Воронежцы выступают против повышения налогов на недвижимость • Подробнее...
08:46 • 26 апреля 2013 • Только 10 % воронежских мужчин не употребляют ненормативную лексику • Подробнее...
10:17 • 7 марта 2013 • Шестнадцать процентов женщин Воронежа получают комплименты только по праздникам • Подробнее...
09:20 • 7 марта 2013 • Воронежцы считают, что женщины более практичны и ответственны • Подробнее...
12:16 • 5 марта 2013 • Воронежцы считают, что они не отличаются в плане доброжелательности от жителей других областей России • Подробнее...
|